background image

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ 

  

ПИСЬМО 

от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ 

  

В  связи  с  вступлением  в  силу  1  января  2021  года  новых  правил  по  охране 

труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее. 

Согласно  ст.225  Трудового  кодекса  Российской  Федерации  (далее  -  ТК  РФ) 

все  работники,  в  том  числе  руководители  организаций,  а  также  работодатели  - 
индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и 
проверку  знания  требований  охраны  труда  в  порядке,  установленном 
уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации  федеральным  органом 
исполнительной  власти  с  учетом  мнения  Российской  трехсторонней  комиссии  по 
регулированию социально-трудовых отношений. 

В настоящее время действующим является Порядок обучения по охране труда 

и  проверки  знаний  требований  охраны  труда  работников  организаций, 
утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 
января 2003 года N 1/29 (далее - Порядок). 

Пунктами  2.1.6  и  3.3  Порядка  предусмотрено,  что  при  введении  в  действие 

новых  или  изменении  законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов, 
содержащих требования охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый 
инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников 
организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки. 

Учитывая  изложенное,  с  вступлением  в  силу  ряда  правил  по  охране  труда 

работодатель  обязан  с  1  января  2020  года  провести  внеплановый  инструктаж  и 
внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций 
независимо от срока проведения предыдущей проверки. 

При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и 

проверки  знаний  и  навыков  в  области  охраны  труда  является  безусловным 
основанием к отстранению от работы таких работников (ст.76 ТК РФ). 

За  допуск  работника  к  исполнению  им  трудовых  обязанностей  без 

прохождения  в  установленном  порядке  обучения  и  проверки  знаний  требований 
охраны  труда  предусмотрена  административная  ответственность  по  ч.3  ст.5.27.1 
Кодекса  Российской  Федерации  об  административном  правонарушении  (далее  - 
КоАП РФ). 

При  установлении  в  ходе  проведения  надзорно-контрольных  мероприятий 

фактов  неисполнения  работодателем  требований  ст.76  ТК  РФ,  п.п. 2.1.6  и  3.3 
Порядка  и  при  наличии  достаточных  оснований  следует  принимать 
предусмотренные законодательством меры реагирования: 

-  выдача  работодателю  предписания  об  устранении  выявленных  нарушений 

обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения; 

-  выдача  работодателю  предписания  об  отстранении  от  работы  лиц,  не 

прошедших  в  установленном  порядке  обучение  безопасным  методам  и  приемам 
выполнения работ, инструктаж  по охране труда, стажировку  на  рабочих  местах и 
проверку знания требований охраны труда; 


background image

- принятие мер к возбуждению дела об административном правонарушении в 

отношении виновных лиц. 

Вместе  с  тем,  учитывая  объем  вступивших  в  силу  правил  по  охране  труда, 

специфику  деятельности  работодателя,  количество  работников  и  время, 
необходимое работодателю для организации исполнения требований п.п.2.1.6 и 3.3 
Порядка,  при  выдаче  обязательного  для  исполнения  предписания  об  устранении 
выявленных  нарушений  следует  устанавливать  разумный  и  достаточный  срок,  а 
при  определении  вида  и  размера  административного  наказания  учитывать  все 
обстоятельства допущенных нарушений. 

Если  будет  установлено,  что  действие  или  бездействие,  формально 

содержащее  признаки  состава  административного  правонарушения,  с  учетом 
характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда 
и  тяжести  наступивших  последствий  не  представляет  существенного  нарушения 
охраняемых  общественных  правоотношений,  то  может  быть  рассмотрен  вопрос  о 
замене  административного  наказания  в  виде  административного  штрафа 
предупреждением  (ст.3.4  КоАП  РФ)  или  о  малозначительности  совершенного 
правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ). 

Помимо  этого,  в  случаях,  когда  исполнение  работодателем  обязанности  по 

проведению  внепланового  инструктажа  и  внеочередной  проверки  знаний 
требований  охраны  труда  работников  организаций  фактически  не  возможно 
(например, 

проведение 

мероприятий 

по 

закупке 

в 

соответствии 

с 

Федеральным законом от  05.04.2013  N  44-ФЗ  "О  контрактной  системе  в  сфере 
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных 
нужд"  или  Федеральным законом от  18.07.2011  N  223-ФЗ  "О  закупках  товаров, 
работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), а также при обстоятельствах, 
зависящих  от  третьих  лиц,  независимых  от  работодателя  и  не  подчиненных  ему 
(например,  организации,  оказывающие  услуги  по  охране  труда),  следует 
рассматривать вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как 
признака субъективной стороны состава административного правонарушения. 

При отсутствии состава административного правонарушения производство по 

делу  об  административном  правонарушении  не  может  быть  начато,  а  начатое 
производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). 

Также  направляем  позицию  Минтруда  России  по  вопросу  проведения 

внеочередной  проверки  знаний  требований  охраны  труда  работников  (письмо 
Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 прилагается). 
 

Заместитель руководителя Роструда 

И.И. ШКЛОВЕЦ