ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПИСЬМО
от 20 января 2021 г. N 87-ТЗ
В связи с вступлением в силу 1 января 2021 года новых правил по охране
труда Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее.
Согласно ст.225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ)
все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели -
индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и
проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время действующим является Порядок обучения по охране труда
и проверки знаний требований охраны труда работников организаций,
утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13
января 2003 года N 1/29 (далее - Порядок).
Пунктами 2.1.6 и 3.3 Порядка предусмотрено, что при введении в действие
новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов,
содержащих требования охраны труда, работодатель обязан провести внеплановый
инструктаж и внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников
организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки.
Учитывая изложенное, с вступлением в силу ряда правил по охране труда
работодатель обязан с 1 января 2020 года провести внеплановый инструктаж и
внеочередную проверку знаний требований охраны труда работников организаций
независимо от срока проведения предыдущей проверки.
При этом, не прохождение работниками в установленном порядке обучения и
проверки знаний и навыков в области охраны труда является безусловным
основанием к отстранению от работы таких работников (ст.76 ТК РФ).
За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без
прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований
охраны труда предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.5.27.1
Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее -
КоАП РФ).
При установлении в ходе проведения надзорно-контрольных мероприятий
фактов неисполнения работодателем требований ст.76 ТК РФ, п.п. 2.1.6 и 3.3
Порядка и при наличии достаточных оснований следует принимать
предусмотренные законодательством меры реагирования:
- выдача работодателю предписания об устранении выявленных нарушений
обязательных требований с указанием конкретных сроков их устранения;
- выдача работодателю предписания об отстранении от работы лиц, не
прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам
выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и
проверку знания требований охраны труда;
- принятие мер к возбуждению дела об административном правонарушении в
отношении виновных лиц.
Вместе с тем, учитывая объем вступивших в силу правил по охране труда,
специфику деятельности работодателя, количество работников и время,
необходимое работодателю для организации исполнения требований п.п.2.1.6 и 3.3
Порядка, при выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении
выявленных нарушений следует устанавливать разумный и достаточный срок, а
при определении вида и размера административного наказания учитывать все
обстоятельства допущенных нарушений.
Если будет установлено, что действие или бездействие, формально
содержащее признаки состава административного правонарушения, с учетом
характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда
и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения
охраняемых общественных правоотношений, то может быть рассмотрен вопрос о
замене административного наказания в виде административного штрафа
предупреждением (ст.3.4 КоАП РФ) или о малозначительности совершенного
правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ).
Помимо этого, в случаях, когда исполнение работодателем обязанности по
проведению внепланового инструктажа и внеочередной проверки знаний
требований охраны труда работников организаций фактически не возможно
(например,
проведение
мероприятий
по
закупке
в
соответствии
с
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), а также при обстоятельствах,
зависящих от третьих лиц, независимых от работодателя и не подчиненных ему
(например, организации, оказывающие услуги по охране труда), следует
рассматривать вопрос о наличии в действиях (бездействии) работодателя вины как
признака субъективной стороны состава административного правонарушения.
При отсутствии состава административного правонарушения производство по
делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое
производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Также направляем позицию Минтруда России по вопросу проведения
внеочередной проверки знаний требований охраны труда работников (письмо
Минтруда России от 14.01.2021 N 15-2/10/В-167 прилагается).
Заместитель руководителя Роструда
И.И. ШКЛОВЕЦ