background image

 


background image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лучшие  среди  равных»:  сб.статей//  под  ред.  О.Ю.  Коростелевой, 

руководителя  Ассоциации    педагогов

-

победителей  профессиональных 

конкурсов общеобразовательных организаций Городского округа «город Ирбит» 
Свердловской области, 2024 г.

- 26 

стр.:илл.

 

Сборник  содержит  педагогические  эссе  членов  Ассоциации

 

педагогов

-

победителей  профессиональных  конкурсов  общеобразовательных  организаций 
Городского  округа

 

«город  Ирбит»  Свердловской  области

При  публикации 

материалов сохранён авторский стиль изложения, авторы несут ответственность 
за точность публикации цитат, собственных имён, прочих сведений.

  

 

 


background image

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

В вечном поиске

 ............................................................................................................... 4 

1.

 

Лесунов В.Л.

 

Все мы друг для друга учителя и ученики

 ................................. 5 

2.

 

Хрушкова Н.А.

 

Я

-

педагог, родом из детства 

 ................................................... 8 

3.

 

Лимонова О.А.

 

Моя цель –

 

дать расти каждому 

 ............................................ 11 

4.

 

Чулкова И.Н.

 

К победам мы идём вместе

 ....................................................... 13 

5.

 

Соколова Е.А.

 

Пусть растут мои «соколята» 

 ................................................. 15 

6.

 

Коростелева О.Ю.

 

Путь к счастью начинается с рождения 

 ......................... 17 

7.

 

Колпашникова Н.Г.

 

Учитель –

 

это моё призвание 

 ....................................... 20 

8.

 

Молодых О.С.

 

Быть учителем –

 

особый вид рукоделия 

 ............................... 23 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

В вечном поиске

 

Русский  лес  –

 

это  наслаждение,  это  свобода,  это  энергия.  Каждое  дерево 

стремится  набрать  силу,  раскинуться  вширь  кружевной  кроной,  гордо  устремить 

вверх  могучий  ствол.  Оно  всегда  в  вечном  поиске  воды  и  света.  Бури  его  только 

укрепляют, заставляют корни глубже проникать в толщу земли, насыщаться пищей 

и прорастать потомством. 

 

Так и среди людей есть те, кто находится в вечном поиске, кто  неустанно 

стремится  к  источнику  знаний,  кто  оптимистично  переживает  любые  бури,  кто  

настойчиво тянется ко всему необычному, кто трудолюбиво взращивает посеянные 

семена.  Это  учителя.  Что  бы  ни  происходило  вокруг,  они  стремятся  проникнуть 

вглубь информации,  понять зачем, отчего, как происходят события. Их пытливый 

ум  ищет  не  только  ответы  на  трудные  вопросы,  но  и  пути,  с  помощью  которых 

сложное становится  простым, а непонятное 

доступным. Этот крепкий «лес» дает 

дышать  полной  грудью  детям,  дарит  источник  своих  знаний  коллегам,  не  устает 

открывать свежие идеи для самореализации. 

 

Сколько  их,

 

талантливых,  самоотверженных,  неутомимых?  Наверное, 

много, только заявить о себе может не каждый. На это тоже нужен дар. А потому 

прорастает  педагогическая  земля  истинными  подвижниками,  лучшими  среди 

равных,  чьими  открытиями  питаются  остальные.  И  благоухает  «русский  лес», 

устремляя  ввысь  благородные  ветви  свои,  чтобы  вечно  светило  солнце  знаний, 

чтобы  насыщался  свежей  влагой  каждый,  ищущий  ответы  на  нескончаемые 

вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

Лесунов Виктор Леонидович, 

 

учитель физики МАОУ «Школа № 10»,

 

победитель городского конкурса 

 

«Лучший

 

по профессии» 2009 года, 

 

победитель городского конкурса

 

«Учитель года», 

 

победитель областного конкурса

 

 

«Учитель 

профессия мужская» 2013 года

 

 

Все мы друг для друга учителя и ученики

 

Занимаясь преподаванием физики, стремлюсь сделать эту науку понятной, 

занимательной,  практически  необходимой  для  всех  учеников.

 

Для  меня  обучение 

физике не цель, а средство на пути совершенствования личности

 

ученика, развития 

ее,  поэтому

 

главное 

давать  возможность  каждому  ученику  расти  настолько, 

насколько  он  способен. 

Но  нужно  помнить,  что  любой  процесс    будет 

эффективен, если создается ситуация Успеха  для каждого его участника

Мои 

ученики  могут  проявить  себя  в  решении  трудной  задачи,  написании  сочинения  о 

каком

-

либо  физическом  явлении,  в  создании  электронной  презентации  к  теме 

урока,  выбранной  и  самостоятельно  изученной  самим  учеником,  написании 

проекта, реферата, участвуя в турнире «Юных физиков», олимпиадах. 

 

В  течение  нескольких  лет  я  являюсь  преданным  сторонником  личностно

-

ориентированных  технологий  с  их  гуманностью  и  высокой  культурой  отношений 

«учитель» 

«ученик»,  что  особенно  ценно  в  настоящее  время.  Я  на  себе 

почувствовал  животворность  учебной  среды,  создаваемой  с  помощью  одной  из 

таких технологий 

«Развитие критического мышления через чтение и письмо».

 

Я  смог  отказаться  от  своей  решающей  роли  на  уроке.  Мои  ученики 

перестали  защищаться  от  моих  вопросов    при  опросе,  отводя  глаза  и  стараясь 

казаться  незаметными.  Мы  вместе  осознали,  что  урок 

это  не  поле  боя.  Стала 

понятной  простая

 

истина:  в  обстановке  доверия  и  уважения  раскрывается 

творческий  потенциал  у  любого  человека.  Этого  не  объяснишь  «на  пальцах» 

другим, это нужно испытать на себе.

 

Иногда  на  уроке  я  отхожу  от  изучения  программного  материала  и  даю 

ученикам  возможность  задавать  мне  любые  интересующие  их  вопросы: 

физические,  околофизические  или  даже  совсем  не  физические.  Я  не  боюсь 

показаться в их глазах не знающим чего

-

то. По признанию моих бывших учеников, 

именно такие уроки запомнились им больше всего. Если ученик подходит ко

 

мне с 

вопросом «Почему?», я не тороплюсь отвечать, скорее всего, у него готов уже свой 


background image

 

ответ. Я его спрашиваю: «А как ты думаешь?», и он ответит, и ответ его будет мне 

интересен.

 

И на своих уроках я сам часто задаю вопрос «Почему?»

 

«Почему никому еще не удалось надуть мыльный пузырь в форме куба?»

 

«Почему  на  одном  из  чайников  с  кипящей  водой  крышка  подпрыгивает,  а  на 

другом нет?»

 

«Почему  искусственный  спутник  земли  не  падает  на  Землю  вследствие  земного 

притяжения?» 

 

И детям становится интересно. Вот с этого и начинается физика.

 

Все годы, работая в школе, стараюсь «жить временем ученика». Это значит 

быть интересным им, потому что дети не  любят  «пирожки  ни с чем». Я пытаюсь 

понять  их  через  музыку,  которую  они  слушают,  через  фильмы,  которые  они 

смотрят.

 

Для того чтобы помочь ученику проявить себя, я использую правило 

«7У»,

 

выведенное  кем

-

то  из  моих  коллег,  которое  помогает  мне  в  профессиональной 

деятельности:

 

-

уверенность

 

(знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его);

 

успешность

 

(берясь за любое дело, учитель должен предвидеть положительный 

результат);

 

удивительность

 

(надо развивать в себе незаурядность);

 

убедительность

 

(уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела);

 

-

уважительность

 

(воспитание без уважения –

 

подавление);

 

уравновешенность

 

(в классе нужно быть готовым ко всему);

 

улыбчивость

 

(без  чувства  юмора  в  школе  жить  невозможно,  улыбка  –

 

это  и 

одобрение, и оценка, и подбадривание).

 

Все  это  есть  необходимые  условия  педагогики  сотрудничества, 

являющейся для меня ключевой в моей профессиональной деятельности. 

Именно 

сотрудничество дает возможность и ученику, и учителю не уставать друг от 

друга, а взаимообогащаться и продвигаться к достижению новых целей

Поэтому  моё  педагогическое  кредо

уметь

 

слушать  и  помнить,  что  все 

мы друг для друга учителя и ученики.

 

Я  горжусь  достижениями  моих  учеников  и  выпускников.  Многие  из  них 

связали  свою  жизнь  с  физикой  и  многие  стали  достойными  людьми.  В  качестве 

примера привожу Кудрину О.Г. –

 

учителя физики одной из школ г. Екатеринбурга. 

 


background image

 

За  свою  педагогическую  деятельность  отмечен  наградами  и  званиями:  в 

1995 году нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», в 2008 году стал 

победителем муниципального конкурса «Учитель года» и получил звание «Лучший 

по профессии» среди работников образования города, в 2010 году получил звание 

«Заслуженный учитель РФ», в 2013 году награжден дипломом 1 степени за победу 

в  областном  конкурсе  «Учитель  –

 

профессия  мужская»,  в  2023  году  награжден 

грамотой губернатора Свердловской области. 

 

Быть успешным учителем и интересным человеком для своих учеников и 

коллег  мне  помогают  мои  увлечения.  Самые  любимые  –

 

конструирование  и 

изготовление  приборов  по  физике,  автомобильные  поездки  по  родному  краю, 

работа  в  саду,  рыбалка  в  любое  время  года  и  в  любую  погоду:  рыбалка  –

 

это 

философия, а рыбак –

 

мое второе призвание.

 

Особое  моё  увлечение  –

 

это  поэзия.  У  меня  есть  любимые  поэты:  С. 

Есенин, Э. Асадов, Ю. Друнина, А. Дольский, М. Пилипенко, Л. Мартынов, есть и 

любимые  стихи,  которыми  я  с  удовольствием  делюсь  со  своими  друзьями  и 

учениками. 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

Хрушкова Наталья Анатольевна,

 

учитель

 

истории и обществознания 

 

МАОУ

 

«Школа №

 

9»,

 

победитель конкурса лучших учителей

 

 

Российской Федерации 2008 и 2012 гг.

 

 

 

Я –

 

педагог, родом из детства

 

В  школьную  педагогику  приходят  разными 

путями:  кто

-

то  следует  семейной  традиции,  кто

-

то  случайно,  кто

-

то  с  детства 

мечтает быть учителем. Я –

 

педагог, родом из детства. 

 

Помню, как зимой, в конце декабря, мой отец, Анатолий Прохорович, взял 

меня с собой в подшефную школу. На санях, которые везла лошадка, мы доставили 

новогодние  подарки  детям.  Мне  было  почти  четыре  года.  Я  не  знала,  что  такое 

школа. Мы зашли в класс, куда мой отец принес коробки с шуршащими, сказочно 

пахнущими    пакетами.  Я  замерла 

передо  мной  явился  неизведанный  мир: 

огромный класс, парты, доска, учительский стол. Первое впечатление от школы

 

 

это место, где можно открыть много

 

нового для себя и для других. С этого времени 

я училась сама и учила всех своих сестер и братьев, детей из нашего дома и двора. 

Родители этих детей благодарили меня! Как я хотела быть учителем!

 

В школе (я училась в школе №8 города Ирбита) мне повезло с педагогами, 

они  были  очень  внимательны  и  поддерживали  меня.  Меня  поразили  слова  моей 

первой  учительницы,  Дубских  Лидии  Андреевны,  когда  во  втором  классе  она 

похвалила меня за самостоятельность и сказала:  «Наташа, воссияла

 

твоя звезда!». 

Ковалевская Нелли Яковлевна, учительница по биологии, что

-

то во мне разглядела 

и  доверила  вести  кружок  по  биологии.  Мирофоров  Гомер  Федорович,  директор 

школы

вручил  мне  ключи  от  школьных  теплиц,  где  мы  проводили  свои 

исследования.  Щербакова  Валентина  Васильевна,  учительница  по  математике, 

Самкова  Нонна  Петровна,  педагог  по  русскому  языку  и  литературе,  давали  мне 

возможность  провести  часть  урока  по  своим  предметам.  Татьяна  Михайловна 

Иванова, учительница по труду, разжигала во мне стремление

 

к самостоятельности 

в  своем  предмете!  Как  я  вам  благодарна,  мои  дорогие,  бесконечно  любимые  и 

уважаемые  мной  учителя  школы  №8!  Вы  помогли  мне  не  только  в 

профессиональном самоопределении, но и в сложной жизненной ситуации! У вас я 

училась стойкости!

 

Мне  хотелось  знать  все,  я  много  читала,  очень  хотела  получить 

университетское образование, хотела  преподавать. На  каком предмете остановить 


background image

 

свой выбор? Университет –

 

это слово впервые услышала от своего отца, который 

дал  мне  этот  ориентир.  Определиться  с  направлением  мне  помогла  учительница 

истории и обществоведения Конышева Валентина Васильевна. 

 

Я  закончила  философский  факультет  Уральского  Государственного 

университета  имени  А.  М.  Горького.  Получила  диплом  университетского 

преподавателя. Двадцать лет преподавала в университете. Но жизнь привела меня в 

школу.  Прошла  переподготовку,  получила  историческое  образование.  Тридцать 

лет, с 1993 года, учу детей истории и обществознанию в МАОУ ГО «город Ирбит» 

СОШ  №9.  Мне  снова  повезло.  Моими  наставниками  стали  Нина  Петровна 

Силкина, директор школы, и Нина Васильевна Хаманова, заместитель директора по 

научно

-

методической  работе.  Благодаря  их  поддержке  я  преподавала  предметы, 

развивающие  любознательность,  мышление  и  расширяющие  кругозор.  Это 

«Логика»,  «Философия  для  детей»,

 

«Политология».  Много  лет  организовывала  и 

вела  Социологическую  лабораторию,  Дискуссионные  клубы,  Сетевые  курсы  для 

школьников города, Школу молодого политика, Школу углубленной подготовки к 

олимпиадам.  

 

Считаю,  что  важно  сопровождать  учеников  в  профессиональном 

самоопределении.  Поэтому  взаимодействую  с  ВУЗами.

 

ВУЗы  –

 

организаторы 

олимпиад,  приглашают  учеников  в  Школы  успешных  абитуриентов, 

экономические,  юридические  школы,  мои  ученики  активно  используют  такие 

возможности, осознанно делая выбор профессионального образования. На мое имя, 

в  школу  из  ВУЗов  приходят  письма  с  благодарностью  за  учеников 

студентов 

юридических,  экономических,  социологических,  исторических  факультетов, 

специальностей маркетинга, менеджмента. 

 

Мои  ученики  становились  победителями  и

 

призерами  Всероссийских 

олимпиад  и  конкурсов,  получали  высокие  результаты  на  Государственной 

Итоговой  Аттестации.  Мои  ученики  являются  «Лауреатами  премии  Губернатора 

Свердловской  области  для  обучающихся  общеобразовательных  организаций, 

расположенных  на  территории  Свердловской  области,  ставших  победителями  и 

призерами всероссийской олимпиады школьников».

 

Хочу все знать! Поэтому свою педагогическую деятельность сопровождаю 

повышением  психолого

-

педагогической  компетентности,  научно

-

методической 

культуры  через

 

курсы  повышения  квалификации,  региональные,  всероссийские, 

международные  семинары,  форумы,  мастер 

классы,  конференции,  через 

самообразование. Являюсь экспертом ОГЭ по истории и обществознанию, вхожу в 

состав экспертной комиссии по аттестации педагогов.

 


background image

10 

 

В  2008  и  в  2012  годах  стала  победителем  конкурса  «Лучшие  учителя 

России».  Имею  звание  «Почетный  работник  сферы  образования  Российской 

Федерации».

 

Для  меня  учительство  –

 

это  призвание,  родом  из  детства,  не  просто 

профессия,  но  интересный  жизненный  путь,  в  течение  которого  можно  встретить 

замечательных людей, облагородить и детские души, и себя!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

11 

 

Лимонова Ольга Анатольевна,

 

учитель математики МАОУ «Школа № 13»,

 

победитель конкурса лучших учителей

 

Российской Федерации 2009 года,

 

победитель городского конкурса

 

«Самый классный классный» 2007 года

 

 

 

Моя цель –

 

дать расти каждому

 

Сколько помнят себя люди, был среди них учитель. Был, есть и будет, пока 

светит  солнце.  Судьба  каждого  живущего  на  земле  человека  хотя  бы  чуточку 

побывала в его руках.

 

Почему среди всех профессий я выбрала профессию учитель? Во

-

первых, я 

мечтала  об  этом  с  детства,  во

-

вторых,  взяв  ребенка  за  руку,  я  могу  увести  его  в 

интересный  и  увлекательный  мир  науки  и  творчества.  Вместе  со  мной  они 

поднимаются  по  лестнице  знаний,  и  я  могу  наблюдать,  как  растут  и  развиваются 

мои Ученики. Вместе с ними и мне удается расти и совершенствовать свое умение. 

Я  всегда  испытываю  чувство  удовлетворения  от  своей  работы,  когда  на  одну 

ступеньку  рядом  со  мной  становится  мой  Ученик,  и  понимаю,  что  он  может  и 

должен самостоятельно идти дальше. 

 

Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, 

я  всегда  отвечаю:  «К  детям!».  Вот  уже  много  лет  они  являются  объектами  моего 

служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Каждое утро я открываю 

школьную дверь, здесь мой кабинет, мои дети, которыми я горжусь, мои коллеги с 

которыми я сотрудничаю, здесь учились два моих сына. 

 

Я  считаю,  что  цель  образования 

это  готовность  и  способность 

обучающихся  к  саморазвитию  и  личностному  самоопределению,  способность 

ставить  цели  и  строить  жизненные  планы,  как  и  определяют  новые  стандарты.  И 

потому  главную  задачу  я  вижу  в  том,  чтобы  помочь  Ученику  стать  свободной, 

творческой и ответственной личностью. А вот вызвать и поддержать такое желание 

в  воспитанниках  –

 

это  для  меня  задача  трудная  и  интересная.  Она  не  имеет 

однозначного  решения,  и  в  каждом  новом  классе  её  приходится  решать  заново, 

находя новые средства и методы. 

 

39  -

летний  стаж  работы,  преданность  своей  профессии,  влюблённость  в 

свой  предмет

 

и  детей,  неистовая  тяга  к  новым  знаниям,  профессиональная 


background image

12 

 

активность позволили выработать собственную систему обучения и воспитания. И 

для  меня  обучение  математике  –

 

не  цель,  а  средство  на  пути  формирования 

личности Ученика, её развития, поэтому главным в

 

своей работе я считаю  давать 

возможность каждому расти настолько, насколько он способен. 

 

С  2005  года  я  являюсь  руководителем  городского  методического 

объединения  учителей  математики,  на  протяжении  13  лет  являлась    экспертом 

областной  комиссии  по  проверке

 

развёрнутых  ответов  ЕГЭ,  председатель 

территориальной комиссии по проверке 2 части ОГЭ.

 

Общественное  признание  моих  заслуг:  я  награждена  Почётной  грамотой 

Министерства образования  и науки Российской Федерации; Почётной грамотой  и 

благодарственным  письмом  Законодательного  собрания  Свердловской  области; 

Почётной  грамотой  и  Благодарственным  письмом  Министерства  общего  и 

профессионального  образования  Свердловской  области;  дипломами  ИРРО

Почётными грамотами и благодарностями Главы МО г. Ирбит; Думы МО г.

 

Ирбит;

 

УО г. Ирбита

 

и администрации школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

13 

 

Чулкова Ирина Николаевна,

 

учитель истории и обществознания

 

 

МАОУ «Школа №

 

13»,

 

победитель конкурса лучших учителей

 

Российской Федерации 2008 года

 

 

 

К победам мы идём вместе

 

У  каждого  человека  есть  своя  дорога 

путь,  который  он  выбирает  и 

следует по нему на протяжении всей жизни. Так получилось и у меня. Еще в школе 

хотела быть учителем, именно истории. Я считаю, что мне в жизни очень повезло с 

учителями.  Примером  для  меня  была  моя  учительница  Кайгородова  Надежда 

Васильевна, надежная и спокойная, честная и порядочная. 

 

Закончив  школу,  поступила  в  Нижне 

Тагильский  государственный 

педагогический  институт, на историко

-

английский факультет. Пять лет  пролетели 

незаметно,  наполненные  учебой,  стройотрядом,  фестивалями,  экзаменами, 

конференциями.  И  снова  удивительные  люди  –

 

наши  преподаватели,  которые 

заботливо вели нас в профессию.

 

В 1984 году я была направлена по распределению в Ирбит в 12 школу, но 

судьба распорядилась по

-

другому:

 

я оказалась в школе номер 13, и это не просто 

место  работы,  это  моя  жизнь  и  судьба.  Оглядываясь  назад,  понимаю,  как  мне 

повезло.  Мудрые  и  творческие  коллеги  школы  очень  трепетно  и  по

-

доброму 

относились к нам, молодым учителям.

 

Почти сорок лет я работаю в школе № 13. Все эти годы не только учила, но 

много училась сама, осваивала и новые методики и новые технологии.

 

Почти 15 лет была руководителем Городского методического объединения 

учителей  истории  нашего  города.  Историки

интересные  люди.  Мы  часто 

встречались,  искали  новые  подходы,  обсуждали  проблемы,  много  читали  и 

делились  интересными  находками.  Открытые  уроки,  семинары,  круглые  столы, 

поездки в другие города области по обмену опытом. Когда все мы успевали делать?

 

В  2011  году  была  делегатом  Первого  Всероссийского  съезда  учителей 

истории  и  обществознания,

 

который  проходил  в  г.  Москве.  Останутся  в  памяти 

встречи с учеными, по учебникам которых учим наших детей.

 


background image

14 

 

Но главное в нашей  профессии  –

 

это наши  ученики.

 

Я горжусь  успехами 

своих  учеников,  потому

 

что  к  победам  мы  идем  вместе.  Я  стремлюсь  учить  так, 

чтобы мои ученики сами могли найти ответы на волнующие их вопросы,

 

понимали 

и чувствовали, что необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.

  

Многие  из моих  учеников  стали  учителями  истории. В тот момент, когда 

пишу эти строчки, пришло письмо от моей ученицы, учителя истории, Дьяконовой 

Вали,  Валентины  Анатольевны,  которая  делится  со  мной  радостью  победы  в 

областном конкурсе «Флагманы образования»

И я за

 

нее очень рада. Все в жизни 

неслучайно и идет так, как нужно.

 

А завтра снова напряженный день, и мы с ребятами будем путешествовать 

по  Древнему  Египту  и  Средневековой  Европе.

 

Это  и  есть  мой  путь,  по  которому 

иду,  стараясь  оставить  след  в  сердцах  своих  воспитанников,  научить  их  жить  и 

быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моя судьба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

15 

 

Соколова Елена Анатольевна,

 

учитель начальных классов МАОУ «Школа №13»,

 

победитель конкурса лучших учителей

 

Свердловской области

 

2017 года

 

 

 

 

Пусть растут мои «соколята»

 

В  августе  1996  года  я  пришла  работать  в  родную  школу  №13  города 

Ирбита  учителем начальных классов, окончив Нижнетагильский государственный 
педагогический  институт.  Здесь  я  успешно  училась  10  лет,  здесь  я  проходила 
педагогическую практику у своей первой учительницы, здесь я живу, творю, здесь 
учились мои сын Александр и дочка Ярослава.

 

Моя  школа  –

 

моя  жизнь  Я  всегда  знала,  кем  я  буду.  Я  это  знала  после 

встречи  с  моей  первой  милой,  мудрой,  добрейшей  учительницей  Маргаритой 
Геннадьевной  Зенковой.  Именно  она  стала  для  меня  тем  идеалом  Учительницы 
начальных классов. Именно этот светлейший образ хранится в моём сердце. 

 

В  этом  году  мои  ученики  станут  выпускниками  начальной  школы.  А  для 

меня  это  восьмой  выпуск…Каждый  выпуск  для  меня  особенный.  С  каждым 
выпуском происходят важные события в моей личной жизни. С каждым выпуском 
становлюсь  увереннее,  мудрее,  профессиональнее  и  понимаю:  я  –

 

на  правильном 

пути.  Я  смотрю  на  своих  выпускников

«соколят»  и  вижу  умных,  добрых, 

отзывчивых, трудолюбивых ребятишек. В каждом частичка моей души. 

 

Как  учитель,  я  сформулировала  для  себя  принципы  работы,  которым 

следую до сих пор: любовь, понимание, уважение и терпение. Простые и сложные 
одновременно,  они  дают  мне  возможность  понимать  детей  и  быть  ими  понятой. 
Именно  эти  подходы  делают  мою  работу  успешной,  а  моим  ученикам  позволяют 
стать сильнее и  умнее, подниматься все выше по лестнице трудностей и  успехов, 
приобщаться  к  общечеловеческим  ценностям:  добру,  истине,  красоте,  любви, 
здоровью.

 

Мои благодарные выпускники и родители сделали мне бесценный подарок 

 

мой  портрет,  состоящий  из  маленьких  фотографий  детей,  родителей,  эпизодов 


background image

16 

 

нашей  совместной  интересной  школьной  жизни.  Как  картина  из 
пазлов…Мозаика…

 

И ведь на самом деле каждый учитель, как картина из пазлов, включающий 

уроки,  педсоветы,  отчеты,  интересные  классные  мероприятия,  работу  с 

родителями,  каждого  ученика…И  все  эти  пазлы  скреплены  любовью  к  детям,  к 

школе к своей профессии!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

17 

 

Коростелева Оксана Юрьевна,

 

 

учитель русского языка и литературы

  

МАОУ «Школа № 13»

 

победитель городского конкурса 

 

«Учитель года» 2010 года, 

 

победитель конкурса лучших учителей 

 

Российской Федерации 2015 года

  

 

 

Путь к счастью начинается с рождения

 

Что  такое  счастье?

  

Этот  вопрос  человек  задаёт  себе  с  момента  своего 

осознанного существования.

 

Путь  к  человеческому  счастью  начинается  с  рождения.  Во  все  времена 

люди пытались предугадать,

  

разглядеть назначение каждого родившегося.

 

Так

 

же  случилось  в  одной  тогда  ещё

 

советской  семье,  в  которой  на  свет 

появилась девочка. Случилось это

 

06.06.76. Наличие в дате рождения 666 близкие 

посчитали особым знаком. С одной стороны

это число дьявола, с другой 

число 

одарённых и талантливых людей.

 

Когда девочка училась в школе,

 

учитель литературы отметил, что 06.06. (6 

июня)  родился  А.С.Пушкин.  И

 

тогда  девочка  решила:  вероятно,  это  и  есть  моя 

дорожка,

 

ведущая к счастью.

 

Так  я  стала  учителем  русского  языка  и  литературы,  начала  учить  детей, 

бойких, любопытных и талантливых от природы. С тех пор прошло много

 

лет. Дети 

и  школа  навсегда  вошли  в  мою  жизнь.  День  бежит  за  днем,  лето  сменяет  осень, 
зиму –

 

весна. Всякий раз, встречая новый день,

 

я с волнением  жду чего

-

то очень 

интересного.  Каждый  день  по  дороге  в  школу  я

 

думаю:  “Какие  ещё  счастливые 

мгновения  общения  с  моими  учениками  познаю  я  сегодня?  О  чем  они  меня 
спросят?  Смогу  ли  я  ответить  на  их  вопросы?  Смогу  ли  я  разглядеть  тот  тайный 
знак, способность или дарование, которое хранится в их душе, как когда

-

то сделал 

мой учитель и тем самым помог найти верный путь в жизни?»

 

В чём же я вижу смысл своей педагогической деятельности?

 

Об этом хорошо говорится в притче:

 

«Много лет назад босоногий мальчик 

сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что

-

то резцом  


background image

18 

 

из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, —

 

крикнул мальчишка этому человеку.  —

 

Зачем  

вы стучите по этому

 

камню?»

 

Человек взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому что там внутри ангел, 

и он хочет выбраться

 

наружу!»

 

Для  меня  то,  что  находится  внутри  ребёнка  –

 

его  способности 

это  тот 

«ангел»,  которому  учитель  должен  помочь  выбраться  наружу.  В  этом  мне 
помогают уроки русского языка и литературы. На уроках я учу детей восхищаться 
красотой  окружающего  мира,  представленной  в  творчестве  А.С.Пушкина, 
С.Есенина,

 

воспитываю  отзывчивость  души,  способной  чужое  горе  или  чужую 

радость ощутить как собственное, 

 

личное потрясение.

 

Иногда  меня  спрашивают,  сколько  времени  длится  мой  рабочий  день.  Не 

ошибусь, если скажу: я работаю всегда. Во время обеда и во время совещания, во 
время  прогулки  в  роще  и  по  дороге

 

в  школу  и  из  школы.  Даже  во  сне  меня 

посещают  образы,  замыслы,  а  то  и  почти  готовые  уроки.  Значит,  и  во  сне 
продолжается мой рабочий день. Ведь от результата моего труда, а, скорее всего, от 
безграничной любви к своей профессии, зависит успех моих учеников. Я понимаю: 
только  позитивным  отношением  к  жизни,  к  тем,  кто  меня  окружает:  близким, 
коллегам, моим воспитанникам –

 

я

 

смогу зажечь в душах своих детей искру любви, 

добра, терпимости и веры в себя. Ведь учитель для маленького человека  –

 

это не 

только тот, кто учит, но и тот, кто воспитывает: своим видом, своим отношением к 
жизни;  тот,  кто  помогает  ребёнку  развернуть  «ангельские  крылья»  и  заставляет 
засверкать

 

его  способности  разнообразными

 

гранями  талантов;  тот,  кто  поможет 

ему найти свой путь к счастью.

 

Я  думаю,  что  счастье

  - 

это  не  просто  путь,  а  то  состояние,  которое  ты 

испытываешь,

 

двигаясь по этому пути. Наверное, чтобы разбудить в ребёнке ангела 

и  дать  ему  возможность  испытать  радость  от  познания  неизведанного,  нужно 
самому  гореть,  оставляя  за  собой  яркий  след,  который  позволит  зажечь  в  детях 
искорки способностей и талантов.

 

Учительский  труд  –

 

дело  благодарное.  За  годы  работы  мне  повезло 

общаться  с  интересными  людьми,  учиться  у  них  искать  новое,  открывать  тайное. 
Это  позволило  в  2010  году  стать  победителем  муниципального  этапа  конкурса 
«Учитель года», а также стать участником областного этапа конкурса. 

 


background image

19 

 

Успехи  учеников, множество творческих  конкурсов,  в которых они стали 

победителями, позволили добиться нового результата 

стать победителем конкурса 

лучших учителей Российской Федерации в 2015 году.

 

Главное для учителя –

 

никогда не стоять на месте, внимательно смотреть 

вокруг и нестандартно мыслить. Так пытаюсь делать я, этому учу своих ребятишек, 
такими стараюсь сделать свои уроки.

  

Работая в школе  учителем, раскрывая в ребёнке  «ангела»,  я  каждый день 

творю собственное счастье и нахожу возможность дарить его окружающим.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

20 

 

Колпашникова Наталия Геннадьевна,

 

учитель русского языка и литературы 

 

МАОУ «Школа №3»,

 

победитель Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа

 

России –

 

2015», победитель конкурса лучших учителей

 

Российской Федерации 2017 года

 

 

 

Учитель 

это моё призвание

 

Учительство

 

 

это искусство, труд не менее титанический,

 

чем труд писателя или композитора, но

 

более тяжелый и ответственный.

 

Учитель обращается к душе человеческой не через музыку,

 

как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую.

 

Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру

 

 

(Д.С. Лихачёв

)

 

Наш земной мир устроен так, что каждый человек, по законам планеты и 

жизни  имеет  свою  судьбу  и  своё  предназначение.  Перед  каждым  открыт  путь 
выбора. Кто 

то выбирает своё будущее и свою профессию по неким расчётам, кто 

то  отдаёт  предпочтение  своим  возможностям  и  способностям,  а

 

кто 

то 

по 

велению сердца.

 

Уже в детстве я точно знала, что я стану педагогом, что это моё призвание. 

Любимая  игра:  «Школа».  Какими  замечательными  были  мои  ученики:  домашние 
питомцы, куклы, друзья! Сколько было у них

 

терпения и трудолюбия! Тогда, ещё 

ребёнком, я усвоила истину: педагог 

это друг, наставник, опора, человек, который 

помогает  приобрести  путёвку  в  жизнь,  открывает  дорогу  к  познанию,  вечно 
неугомонная  и  неуспокоенная личность. Такую  истину мне  помогли открыть мои 
учителя,

 

мои родители. После окончания Ирбитского педагогического училища по 

специальности «Учитель начальных классов» с 1995 года я непрерывно работаю в 
школе №3 в должности учителя

 

русского языка и литературы и являюсь классным 

руководителем.  Второе  образование  (высшее)  получила  в  2003  году,  окончив 
Нижнетагильский  государственный  педагогический  институт  по  специальности 
«Учитель русского языка и литературы».

 

На  протяжении  всей  своей  педагогической  деятельности  я  учитель, 

классный руководитель и

 

воспитатель своих подопечных. Без них я не представляю 

своей жизни, своего будущего. Моё педагогическое кредо 

это путь через любовь, 

доверие,  сотрудничество  к  познанию  мира,  достойным  знаниям  и  успеху 
обучающихся.

 


background image

21 

 

Для  меня  учитель 

это  олицетворение  любви,  ласки,  доброты,  заботы, 

жизнерадостности,  искренности,  доверия,  открытой  души.  Всё  это  я  стараюсь  в 
полной  мере  дать  своим  ученикам.  Ребенок  делится  с  тобой  сокровенным, 
рассказывает о своих увлечениях, интересах, страхах, обидах, переживаниях, ждет 
понимания, теплоты, помощи, называет тебя «второй мамой». Это и есть хорошие 
плоды

 

работы.  Это

  - 

пульс  моей  педагогической  жизни!

 

Трудности,  неудачи, 

разочарования  отступают,  когда  видишь  блеск  глаз  своих  учеников,  и  ты  готов 
свернуть

 

горы,  отбросив  свои  невзгоды,  идти  вперёд,  дарить  ученику  радость 

познания. Педагог это действительно призвание! Это счастье быть полезным!

 

Я  делаю  обучение  интересным,  увлекательным,  интригующим,  нахожу 

новые  формы,  приёмы,  методы,  способы  реализации  своих  творческих  задумок, 
создаю  условия  для  благоприятного  климата,  атмосферы  взаимопонимания, 
взаимопомощи, организации познавательной активности обучающихся в условиях 
инклюзивного  обучения,  где  дети  реализуют  свои  способности  и  возможности, 
ощущают  радость  познания,  свой  успех,  социализируются  в  обществе 

и  они 

счастливы! 

 

Учусь  непрерывно  и  сама,  повышая  профессиональное  мастерство,  не 

останавливаюсь  на  достигнутом.  В  2017  году  прошла  профессиональную 
переподготовку 

по 

специальности 

 

«Дефектология», 

специализация 

«Олигофренопедагогика».  В  течение  18  лет  являюсь  руководителем  ШМО 
«Гуманитарный 

цикл». 

Ежегодно 

принимаю 

участие 

в 

конкурсах 

профессионального  мастерства  на  городском,  региональном,  международном, 
всероссийском уровнях. Важными для себя и достойными достижениями  считаю: 
победу  во  II  Всероссийском  конкурсе  «Инклюзивная  школа  России 

2015»  в 

номинации:  «Лучший  педагог  инклюзивного  образования»  (диплом  победителя, 
2015г.)  и  победу  в  Конкурсе  на  получение  денежного  поощрения  лучшими 
учителями  образовательных  организаций  Свердловской  области,  реализующих 
образовательные  программы  начального,  основного  и  среднего  образования,  2017 
год (Благодарственное письмо губернатора

 

Свердловской области

). 

Этому  учу  своих  учеников:  идти  вперёд  и  не  сдаваться,  бороться  и 

непременно  побеждать,  постигать  новые  высоты,  быть  личностью  и  достойным 
человеком.

 

Размышляя  о  своем  жизненном  пути,  я  осознаю,  что  не  могу  провести 

грань,  когда  заканчивается  моя  работа  и  начинается  личная  жизнь.  Ведь  я  –

 

учитель,

 

и  мне  доверяют.  Я  учу,  и  у  меня  учатся.  Я  веду,  и  за  мной  идут.  Я 


background image

22 

 

убеждаю, и мне верят. Я люблю, и меня любят. Для меня это не просто работа –

 

это 

стиль  жизни.  И  я  счастлива,  когда  вижу  результат  своей  работы,  у  меня  есть 
возможность творить дальше, вести за собой молодое поколение. Я отдаю любовь и 
тепло тем, кто нуждается в этом больше всего: своим ученикам. Счастлива и тогда, 
когда  получаю  письма  из  рядов  вооруженных  сил  от  своих  мальчишек,  когда 
встречаю  учеников  после  окончания  школы  и  узнаю,  что  кто 

то  стал  хорошим 

специалистом,  кто 

то  хорошим  родителем,  кто 

то  просто  хорошим  человеком. 

Они все смогли реализовать и найти себя в жизни. Ради этого стоит жить, работать, 
стремиться и чувствовать ту самую неугомонность и неуспокоенность! 

 

И  каждое  утро,  подходя  к  крыльцу  своей  школы

-

«сторожила»,  мудрой  и 

статной, я убеждаюсь вновь и вновь о правильности выбранного мною  пути. Мне 
хорошо в школе, с моими детьми, а моим ученикам со мной. Мы заряжаемся друг 
от  друга  энергией,  энтузиазмом,  теплом,  мы  нуждаемся  друг  в  друге 

это  и  есть 

счастье педагога! Это его призвание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

23 

 

Молодых Ольга Сергеевна,

 

учитель начальных классов МАОУ «Школа №13», 

победитель конкурса лучших учителей 

 

Российской Федерации 2018 года

 

 
 
 
 

Быть учителем –

 

это сложный вид рукоделия

 

 

В августе 1992 года после окончания Ирбитского педагогического училища 

началась  моя  педагогическая  деятельность.  В  2003  году  я  получила  высшее 

образование  в  Уральском  государственном  педагогическом  университете  (г. 

Екатеринбург),  квалификация:  учитель  начальных  классов,  специальность 

«Педагогика и методика начального образования».

 

Мой  путь  к  профессии  начался  с  детства,  когда  я  усаживала  перед  собой 

любимых  кукол  и  учила  их  читать  и  писать.  Я  никогда  не  ставила  перед  собой 

вопрос  «кем  быть?»,  так  как  всегда  знала  ответ.  И  вот  я  –

 

учитель  начальных 

классов.

 

В  1999  году  я  нашла  в  городе  Ирбите  лучшую  школу  –

 

школу  №  13,  в 

которой работаю уже 24 года, а общий стаж моей работы в 2023 году составляет 31 

год.

 

Мой  старший  сын  Станислав  окончил  11  классов  в  нашей  школе  в  2010 

году, а младший

 

сын Михаил учится сейчас в 5 классе. Здесь же работали до 2016 

года  мои  старшие  наставники  и  родственники,  уважаемые  в  городе  учителя, 

преданные  своей  профессии,  ветераны  педагогического  труда,  обе  имеют 

Почётную  грамоту  Министерства  образования  Российской  Федерации.  Это 

Рудакова  Галина  Геннадьевна,  учитель  географии,  стаж  её  работы  составляет  33 

года,  и  Зенкова  Маргарита  Геннадьевна,  учитель  начальных  классов, 

проработавшая в школе 39 лет. Именно они стали для меня идеалом Учительницы. 

 

Сейчас у меня седьмой выпуск детей, и я их очень люблю, так как в основе 

учительской  работы  лежит  любовь  к  детям,  предполагающая  взаимопонимание  и 

сотрудничество. Каждый выпуск для меня особенный. С каждым новым выпуском 

происходят  важные  события  в  моей  личной  жизни.  С  каждым  выпуском  я 

становлюсь увереннее, мудрее, профессиональнее. Я постоянно работаю над собой, 

изучаю  новые  приёмы  и  методы,  овладеваю  новыми  педагогическими 

технологиями. 

 

В  2007  году  я  награждена  Почётной  грамотой  Министерства  общего  и 

профессионального  образования  Свердловской  области  и  Почётной  грамотой 


background image

24 

 

Восточного  управленческого  округа  Свердловской  области.  В  2010  году  стала 

лауреатом муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года

-

2010» в 

номинации «Классный руководитель».

 

Моя  педагогическая  деятельность  похожа  на  пэчворк.  «Пэчворк» 

это 

изделие  из  кусочков  ткани  разного  цвета,

 

это  –

 

один  из  самых  сложных  и 

необычных видов рукоделия. Профессия учитель –

 

это тоже необычный, сложный 

вид  рукоделия.  Ведь  школьная  жизнь  состоит  из  множества  разноцветных 

мгновений  –

 

это  уроки,  собрания,  праздники,  радости,  огорчения,  успехи…  И 

чтобы получился хороший результат, нужно терпение и умение вложить всю свою 

душу в свою работу! 

 

В  2018  году  я  стала  победителем  Конкурса  на  получение  денежного 

поощрения  лучшими  учителям  образовательных  организаций,  расположенных  на 

территории  Свердловской  области,  реализующих  образовательные  программы 

начального  общего,  основного  общего  и  среднего  образования,  где  представила 

своё  рукоделие  –

 

Педагогический  печворк,  который  назывался  «Сердце  отдаю 

детям

.  

Лишь  открыв  собственное  сердце,  возможно  понимание  детской  души, 

похожей  на  прекрасный,  распустившийся  цветок.  Самый  красивый  цветок 

вырастает только у заботливого садовника. Так и в нашей профессии, чем больше у 

учителя любви, мастерства, тем добрее, образованнее, успешнее его  ученики,  тем 

красивее и ярче его педагогический сад!

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

25 

 

 
 

Н.

 

Карпов

 

 

УЧИТЕЛЬ

 

 

 

Я

 

не

 

работал

 

у

 

станка,

 

Не

 

задыхался

 

у

 

мартена,

 

И

 

от

 

гудка

 

и

 

до

 

гудка

 

Меня

 

не

 

поглощала

 

смена.

 

 

Я

 

ничего

 

не

 

произвел

 

 

Ни

 

паровоза,

 

ни

 

детали,

 

И

 

мой

 

простой

 

рабочий

 

стол

 

Сравнится

 

с

 

фабрикой

 

едва

 

ли.

 

 

Но

 

по

 

утрам

 

вхожу

 

я

 

в

 

класс

 

 

Свое

 

задание

 

решаю.

 

И

 

семь

 

десятков

 

детских

 

глаз

 

Меня

 

безмолвно

 

вопрошают.

 

 

К

 

доске

 

неспешно

 

подхожу,

 

Черчу

 

окружности

 

и

 

призмы.

 

Что

 

я

 

в

 

детей

 

сейчас

 

вложу,

 

С

 

тем

 

и

 

пойдут

 

они

 

по

 

жизни.

 

 

И

 

если

 

что

-

то

 

не

 

успел

 

И

 

что

-

то

 

пролетело

 

мимо,

 

Так

 

и

 

останется

 

пробел,

 

Скорей

 

всего

 

невосполнимый.

 

 

Моя

 

работа

 

нелегка,

 

И

 

коль

 

не

 

оправдал

 

надежды,

 

Назавтра

 

встанут

 

у

 

станка

 

И

 

лоботрясы,

 

и

 

невежды.

 

 

И

 

нивы

 

лесом

 

зарастут,

 

Водой

 

источатся

 

овражной.

 

Выходит

 

 

мой

 

негромкий

 

труд

 

В

 

стране

 

один

 

из

 

самых

 

важных.

 

 

...Стоит

 

глубокая

 

зима.

 

Я,

 

как

 

строитель

 

белых

 

зданий,

 

Кладу

 

высокие

 

дома

 

Из

 

кирпичей

 

незримых

 

 

знаний!

 


background image

26 

 

«Самое

 

трудное  в  учении  –

 

научиться  чтить  учителя.  Но  лишь  чтя 

наставника,  сможешь  перенять  его  правду.  И  лишь  перенимая  правду,  народ 
способен почитать науки. Поэтому, согласно ритуалу, даже призванный к государю 
учитель не совершает ему поклона 

так высоко древние чтили учителя...» 

 

Конфуций

 

 

«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую 

охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он 
должен любить их. Первый шаг на пути образования 

это привязанность к

 

своему 

наставнику...»

 

З. Роттердамский

 

 

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. 

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, 

он будет лучше того 

учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. 
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он –

 

совершенный 

учитель...»

 

Л. Толстой

 

 

«Педагог не тот, кто учит; такого народу на свете полно. Педагог тот, кто 

чувствует, как ученик учится. У которого

 

в голове и светло 

потому что он 

учитель, и темно –

 

потому что он ученик. Только понимая, чувствуя эту темноту, 

можно пробиться через неё и вывести ребёнка к свету 

осветлить его ум, 

просветить его...»

 

С. Соловейчик

 


background image