г. Полевской
2011 г.
ФОРМЫ
суицидального поведения у детей и
подростков.
1. “Протестные”
формы суицидального
поведения возникают в ситуации конфлик-
та, когда объективное его звено враждебно
или агрессивно по отношению к субъекту,
а смысл в отрицательном воздействии на
объективное звено.
“Месть”
- конкретная
форма протеста, нанесения ущерба враж-
дебному
окружению.
Предполагается
наличие высокой самооценки и самоцен-
ности, активную или агрессивную пози-
цию личности с механизмом трансформа-
ции гетероагрессии в аутоагрессию.
2.
При поведении типа
“призыва”
смысл
состоит в активации помощи извне с це-
лью изменения ситуации. При этом пози-
ция личности пассивна.
3.
При суицидах
”избегания”
суть кон-
фликта в угрозе личностному или биологи-
ческому существованию, которой противо-
стоит высокая самоценность. Смысл - из-
бежание непереносимой ситуации путем
самоустранения.
4. “Самонаказание”
можно определить
как “протест во внутреннем плане лично-
сти” конфликт при своеобразном расшире-
нии “Я” интериоризации и сосуществова-
нии 2х ролей:
“Я - судьи”
и
“Я - подсуди-
мого”,
уничтожение в себе врага.
5.
При суицидах
“отказа”
мотивом являет-
ся отказ от сущесвования, а целью - лише-
ние себя жизни.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Что можно сделать для того, чтобы помочь
Подбирайте ключи к разгадке суицида.
Ищите признаки возможной опасно-
сти.
Примите суицидента как личность.
Установите заботливые взаимоотно-
шения.
Будьте внимательным слушателем.
Не спорьте.
Задавайте вопросы.
Не предлагайте неоправданных утеше-
ний
Вселяйте надежду.
Оцените степень риска самоубийства.
Не оставляйте человека одного в ситуа-
ции высокого суицидального риска.
Обратитесь за помощью к специали-
стам.
623385, Свердловская область,
г. Полевской, мкр. Черемушки, 24
Тел./факс: (34350)577-87, 719-34
Сайт: www.centerlado.ru
E-mail: LadoMail@e1.ru
Министерство общего и профес-
сионального образования
Свердловской области
ГОУ СО «Центр психолого-
педагогической реабилитации и
коррекции»
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Суицид
– умышленное самоповреждение
со смертельным исходом (лишение себя
жизни)
Суицидальное поведение
– это проявле-
ние суицидальной активности – мысли,
намерения, высказывания, угрозы, попыт-
ки, покушения
Суицидент
—человек, совершивший по-
пытку суицида, либо демонстрирующий
суицидальные наклонности
Типы суицидального поведения:
Демонстративное поведение
(способы суицидального поведения чаще
всего проявляются в виде порезов вен,
отравления неядовитыми лекарствами,
изображения повешения)
Аффективное суицидальное пове-
дение (прибегают к попыткам повешения,
отравлению токсичными и сильнодей-
ствующими препаратами)
Истинное суицидальное поведение
(чаще прибегают к повешению).
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ
суицидального поведения
Если подросток задумал серьезно совершить самоубий-
ство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду ха-
рактерных признаков, которые можно разделить на 3 груп-
пы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто
говорит о своѐм душевном состоянии:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с со-
бой», «Я не могу так дальше жить»;
- косвенно намекает о своѐм намерении: «Я больше не буду
ни для кого проблемой», «Тебе больше не придѐтся обо
мне волноваться»;
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами
смерти.
Поведенческие признаки
Подросток может:
- раздавать другим вещи, имеющие большую личную зна-
чимость, окончательно приводить в порядок дела, мирить-
ся с давними врагами;
- демонстрировать радикальные перемены в поведении,
такие как:
в еде - есть слишком мало или слишком много;
во сне - спать слишком мало или слишком много;
во внешнем виде - стать неряшливым;
в школьных привычках - пропускать занятия, не
выполнять домашние задания, избегать обще-
ния с одноклассниками, проявлять раздражи-
тельность, угрюмость, находиться в подавленном
настроении;
замкнуться от семьи и друзей;
быть чрезмерно деятельным или наоборот без-
различным к окружающему миру; ощущать по-
переменно то внезапную эйфорию, то приступы
отчаяния;
- проявлять признаки беспомощности, безнадѐж-
ности и отчаяния.
Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
- социально изолирован, чувствует себя отвер-
женным;
- живѐт в нестабильном окружении (серьѐзный
кризис в семье; алкоголизм; личная или семей-
ная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического,
сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду вследствие того,
что он совершился кем-то из друзей, знакомых
или членов семьи;
- перенѐс тяжѐлую потерю (смерть кого-то из
близких, развод родителей);
- слишком критически относится к себе.