background image

г. Полевской 

2011 г.  

 

ФОРМЫ                                              

суицидального поведения у детей и 

подростков. 

1.  “Протестные”

  формы  суицидального 

поведения возникают в ситуации конфлик-
та, когда объективное его звено враждебно 
или агрессивно по отношению к субъекту, 
а  смысл  в  отрицательном  воздействии  на 
объективное  звено. 

“Месть”

  -  конкретная 

форма  протеста,  нанесения  ущерба  враж-
дебному 

окружению. 

Предполагается 

наличие  высокой  самооценки  и  самоцен-
ности,  активную  или  агрессивную  пози-
цию  личности  с  механизмом  трансформа-
ции гетероагрессии в аутоагрессию.  

2. 

При  поведении  типа 

“призыва” 

смысл 

состоит  в  активации  помощи  извне  с  це-
лью  изменения  ситуации.  При  этом  пози-
ция личности пассивна. 

3. 

При  суицидах 

”избегания” 

суть  кон-

фликта в угрозе личностному или биологи-
ческому существованию, которой противо-
стоит  высокая  самоценность.  Смысл  -  из-
бежание  непереносимой  ситуации  путем 
самоустранения. 

4.  “Самонаказание” 

можно  определить 

как  “протест  во  внутреннем  плане  лично-
сти” конфликт при своеобразном расшире-
нии  “Я”  интериоризации  и  сосуществова-
нии 2х ролей: 

“Я - судьи”

 и 

“Я - подсуди-

мого”,

 уничтожение в себе врага. 

5.

 При суицидах 

“отказа” 

мотивом являет-

ся отказ от сущесвования, а целью - лише-
ние себя жизни. 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ 

Что можно сделать для того, чтобы помочь 

Подбирайте ключи к разгадке суицида. 

Ищите  признаки  возможной  опасно-
сти. 

Примите суицидента как личность. 

Установите  заботливые  взаимоотно-
шения. 

Будьте внимательным слушателем. 

Не спорьте. 

Задавайте вопросы. 

Не  предлагайте  неоправданных  утеше-
ний 

Вселяйте надежду. 

Оцените степень риска самоубийства. 

Не оставляйте человека одного в ситуа-
ции высокого суицидального риска. 

Обратитесь  за  помощью  к  специали-
стам. 

623385, Свердловская область,  

г. Полевской, мкр. Черемушки, 24 

Тел./факс: (34350)577-87, 719-34 

Сайт: www.centerlado.ru 

E-mail: LadoMail@e1.ru 

Министерство общего и профес-

сионального образования 

Свердловской области 

ГОУ СО «Центр психолого-

педагогической реабилитации и 

коррекции» 


background image

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 

Суицид 

– умышленное самоповреждение 

со смертельным исходом (лишение себя 
жизни)  

Суицидальное поведение 

– это проявле-

ние суицидальной активности – мысли, 
намерения, высказывания, угрозы, попыт-
ки, покушения 

Суицидент

—человек, совершивший по-

пытку суицида, либо демонстрирующий 
суицидальные наклонности 

Типы суицидального поведения:  

Демонстративное поведение 

(способы суицидального поведения чаще 
всего проявляются в виде порезов вен, 
отравления неядовитыми лекарствами, 
изображения повешения)  

Аффективное суицидальное пове-

дение (прибегают к попыткам повешения, 
отравлению токсичными и сильнодей-
ствующими препаратами)  

Истинное  суицидальное  поведение 

(чаще прибегают к повешению).  

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ  

суицидального поведения 

 Если подросток задумал серьезно совершить самоубий-
ство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду ха-
рактерных признаков, которые можно разделить на 3 груп-
пы: словесные, поведенческие и ситуационные. 

Словесные признаки 

Подросток,  готовящийся  совершить  самоубийство,  часто 
говорит о своѐм душевном состоянии: 

- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с со-
бой», «Я не могу так дальше жить»; 
- косвенно намекает о своѐм намерении: «Я больше не буду 
ни для кого проблемой», «Тебе больше не придѐтся обо 
мне волноваться»;                                                                                                                        
- много шутит на тему самоубийства;                                                                                                                
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами 
смерти. 

Поведенческие признаки 

Подросток может:  

- раздавать другим вещи, имеющие большую личную зна-
чимость, окончательно приводить в порядок дела, мирить-
ся с давними врагами; 

 - демонстрировать радикальные перемены в поведении, 
такие как: 

в еде - есть слишком мало или слишком много;  

во сне - спать слишком мало или слишком много; 

во внешнем виде - стать неряшливым;  

в школьных привычках - пропускать занятия, не 
выполнять  домашние задания, избегать обще-
ния с одноклассниками, проявлять раздражи-
тельность, угрюмость, находиться в подавленном 
настроении; 

замкнуться от семьи и друзей; 

быть чрезмерно деятельным или наоборот без-
различным к окружающему миру; ощущать по-
переменно то внезапную эйфорию, то приступы 
отчаяния; 

- проявлять признаки беспомощности, безнадѐж-
ности и отчаяния. 

Ситуационные признаки 

Ребенок может решиться на самоубийство, если: 

-  социально изолирован, чувствует себя отвер-
женным; 

- живѐт в нестабильном окружении (серьѐзный 
кризис в семье; алкоголизм; личная или семей-
ная проблема); 

- ощущает себя жертвой насилия - физического, 
сексуального или эмоционального; 

-  предпринимал раньше попытки самоубийства; 

- имеет склонность к суициду вследствие того, 
что он совершился кем-то из друзей, знакомых 
или членов семьи; 

- перенѐс тяжѐлую потерю (смерть кого-то из 
близких, развод родителей); 

- слишком критически относится к себе.