КОНВЕНЦИЯ
О ПРАВАХ
ИНВАЛИДОВ
1
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной
Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и закрепляющая основные права и свободы лич-
ности по отношению к людям с инвалидностью — первый всеобъемлющий договор в
области прав человека XXI столетия.
Конвенция знаменует собой «смену парадигмы» в том, что касается отношения и
подходов к инвалидам.
По состоянию на конец 2012 года Конвенцию подписали 155 государств, 126
государств ее ратифицировали, в том числе — Российская Федерация. 15 мая
2012 года вступил в силу Федеральный закон № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции
о правах инвалидов». Для реализации положений Конвенции предстоит внести со-
ответствующие изменения в действующее законодательство. Реализация положе-
ний Конвенции в Российской Федерации позволит улучшить качество жизни людей с
ограниченными возможностями и членов их семей.
Конвенция изменяет само понимание инвалидности, признавая, что инвалид-
ность — эволюционирующее понятие. Она является «результатом взаимодействия,
которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенчески-
ми и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию
в жизни общества наравне с другими».
Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не
только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые
существуют в обществе.
Отношение общества к инвалидам показывает уровень готовности — как государ-
ства, так и отдельных граждан — идти по пути развития демократии и уважения прав
человека.
Ратификация Конвенции знаменует намерение государства создавать матери-
альную среду для полноценной жизни инвалида – полноправного члена общества,
развивать систему инклюзивного образования.
Всесторонняя вовлеченность
и право на участие в жизни общества
2
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
В Санкт-Петербурге еще до ратификации Конвенции, в ноябре 2011 года, был
принят Социальный Кодекс, в котором собраны в единую систему петербургские за-
коны социальной сферы. В частности, туда вошли законы о квотировании рабочих
мест для инвалидов, о предоставлении бесплатного проезда в общественном транс-
порте инвалидам некоторых категорий, о детях-инвалидах, о создании благоприят-
ных экономических условий для общественных организаций инвалидов.
Сотрудничество, активный диалог между гражданским обществом и всеми вет-
вями государственной власти необходимы для дальнейшего прогресса в изменении
отношения общества и государства к инвалидам.
Ришард Коменда
Старший Советник по правам
человека при Системе ООН
в Российской Федерации
Александр Шишлов
Уполномоченный по правам
человека в Санкт-Петербурге
3
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон от 03.05.2012
№ 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ........................4
Конвенция о правах инвалидов ..........................................................................5
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов ....................34
Конвенция о правах инвалидов — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассам-
блеей 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день
после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с
Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию
на конец ноября 2012 года 155 государств подписали Конвенцию, 90 – Факультатив-
ный протокол. Ратифицировали соответственно 126 и 76 государств.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов —
орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады
государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомен-
дациии, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-
участниками Протокола.
На официальном сайте ООН:
http://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html
О статусе (кто и когда подписал, ратифицировал):
http://www.un.org/russian/disabilities/
Краткое изложение Конвенции — версия для учащихся:
http://www.un.org/ru/rights/disabilities/about_ability/inbrief.shtml
СОДЕРЖАНИЕ
4
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ратификации Конвенции о правах инвалидов
Принят Государственной Думой
25 апреля 2012 года
Одобрен Советом Федерации
7 апреля 2012 года
Ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, подпи-
санную от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 24 сентября 2008 года.
Президент Российской Федерации
Д.Медведев
Москва, Кремль
3 мая 2012 года
№ 46-ФЗ
5
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Конвенция о правах инвалидов
Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи
от 13 декабря 2006 года
Преамбула
Государства — участники настоящей Конвенции,
a) напоминая
о провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций
принципах, в которых достоинство и ценность, присущие всем членам человеческой
семьи, и равные и неотъемлемые права их признаются за основу свободы, справед-
ливости и всеобщего мира,
b) признавая,
что Организация Объединенных Наций провозгласила и закрепила
во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах чело-
века, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свобо-
дами без какого бы то ни было различия,
c) подтверждая
всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязан-
ность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать
инвалидам полное пользование ими без дискриминации,
d) ссылаясь
на Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную
конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликви-
дации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию против пыток и
других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и
наказания, Конвенцию о правах ребенка и Международную конвенцию о защите прав
всех трудящихся-мигрантов и членов их семей,
e) признавая,
что инвалидность — это эволюционирующее понятие и что инвалид-
ность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими
нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое
мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими,
f) признавая
важность, которую принципы и руководящие ориентиры, содержа-
щиеся во Всемирной программе действий в отношении инвалидов и в Стандартных
правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, имеют с точки зрения
влияния на поощрение, формулирование и оценку стратегий, планов, программ и
мероприятий на национальном, региональном и международном уровнях для даль-
нейшего обеспечения инвалидам равных возможностей,
g) подчеркивая
важность актуализации проблем инвалидности как составной ча-
сти соответствующих стратегий устойчивого развития,
6
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
h) признавая
также, что дискриминация в отношении любого лица по признаку
инвалидности представляет собой ущемление достоинства и ценности, присущих
человеческой личности,
i) признавая
далее многообразие инвалидов,
j) признавая
необходимость поощрять и защищать права человека всех инвали-
дов, в том числе нуждающихся в более активной поддержке,
k) будучи озабочены
тем, что, несмотря на эти различные документы и начинания,
инвалиды продолжают сталкиваться с барьерами на пути их участия в жизни обще-
ства в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав человека во всех
частях мира,
l) признавая
важность международного сотрудничества для улучшения условий
жизни инвалидов в каждой стране, особенно в развивающихся странах,
m) признавая
ценный нынешний и потенциальный вклад инвалидов в общее бла-
госостояние и многообразие их местных сообществ и то обстоятельство, что содей-
ствие полному осуществлению инвалидами своих прав человека и основных свобод,
а также полноценному участию инвалидов позволит укрепить у них ощущение при-
частности и добиться значительных успехов в человеческом, социальном и экономи-
ческом развитии общества и искоренении нищеты,
n) признавая,
что для инвалидов важна их личная самостоятельность и независи-
мость, включая свободу делать свой собственный выбор,
o) считая,
что инвалиды должны иметь возможность активной вовлеченности в
процессы принятия решений относительно стратегий и программ, в том числе тех,
которые их прямо касаются,
p) будучи
озабочены трудными условиями, с которыми сталкиваются инвалиды,
подвергающиеся множественным или обостренным формам дискриминации по при-
знаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, наци-
онального, этнического, аборигенного или социального происхождения, имуществен-
ного положения, рождения, возраста или иного обстоятельства,
q) признавая,
что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды как дома, так и вне его
нередко подвергаются большему риску насилия, травмирования или надругатель-
ства, небрежного или пренебрежительного отношения, плохого обращения или экс-
плуатации,
r) признавая,
что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми
правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая
в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами — участниками Кон-
венции о правах ребенка,
s) подчеркивая
необходимость учета гендерного аспекта во всех усилиях по со-
действию полному осуществлению инвалидами прав человека и основных свобод,
7
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
t) подчеркивая
тот факт, что большинство инвалидов живет в условиях нищеты, и
признавая в этой связи острую необходимость заниматься проблемой отрицательно-
го воздействия нищеты на инвалидов,
u) принимая во внимание
, что обстановка мира и безопасности, основанная на
полном уважении целей и принципов, изложенных в Уставе Организации Объединен-
ных Наций, и на соблюдении применимых договоров в области прав человека, явля-
ется непременным условием для полной защиты инвалидов, в частности во время
вооруженных конфликтов и иностранной оккупации,
v) признавая,
что важна доступность физического, социального, экономического и
культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и свя-
зи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами
человека и основными свободами,
w) принимая во внимание
, что каждый отдельный человек, имея обязанности в
отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен до-
биваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в Международном билле о
правах человека,
x) будучи убеждены
в том, что семья является естественной и основной ячейкой
общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства и что инвали-
ды и члены их семей должны получать необходимую защиту и помощь, позволяющие
семьям вносить вклад в дело полного и равного пользования правами инвалидов,
y) будучи убеждены
в том, что всеобъемлющая и единая международная конвен-
ция о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов явится важным вкладом
в преодоление глубоко неблагоприятного социального положения инвалидов и в
расширение их участия в гражданской, политической, экономической, социальной и
культурной жизни при равных возможностях — как в развитых, так и в развивающих-
ся странах,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Цель
Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении
полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных
свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интел-
лектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с раз-
личными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни
общества наравне с другими.
8
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 2
Определения
Для целей настоящей Конвенции:
«общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного
общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных
материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтер-
нативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информаци-
онно-коммуникационную технологию;
«язык» включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;
«дискриминация по признаку инвалидности» означает любое различие, исключе-
ние или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого яв-
ляется умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне
с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической,
социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все
формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
«разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном
случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся
несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации
или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных
свобод;
«универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и
услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к поль-
зованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизай-
на. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных
групп инвалидов, где это необходимо.
Статья 3
Общие принципы
Принципами настоящей Конвенции являются:
a)
уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности,
включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
b)
недискриминация;
c)
полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
d)
уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента люд-
ского многообразия и части человечества;
e)
равенство возможностей;
9
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
f)
доступность;
g)
равенство мужчин и женщин;
h)
уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права
детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Статья 4
Общие обязательства
1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализа-
цию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни
было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участни-
ки обязуются:
a)
принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры
для осуществления прав, признаваемых в настоящей Конвенции;
b)
принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изме-
нения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев,
которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
c)
учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека
инвалидов;
d)
воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с на-
стоящей Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреж-
дения действовали в соответствии с настоящей Конвенцией;
e)
принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку
инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
f)
проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку то-
варов, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна (определяе-
мого в статье 2 настоящей Конвенции), чья подгонка под конкретные нужды
инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат,
способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею уни-
версального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;
g)
проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а
также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая
информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мо-
бильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, с
уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;
h)
предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих
мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых тех-
нологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;
10
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
i)
поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалида-
ми, признаваемых в настоящей Конвенции прав, чтобы совершенствовать пре-
доставление гарантированных этими правами помощи и услуг.
2. Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое госу-
дарство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него
ресурсы, а в случае необходимости — прибегая к международному сотрудничеству,
меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех
сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непо-
средственно применимыми в соответствии с международным правом.
3. При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных
на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия ре-
шений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консуль-
тируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через
представляющие их организации.
4. Ничто в настоящей Конвенции не затрагивает каких-либо положений, которые
в большей степени способствуют реализации прав инвалидов и могут содержаться
в законах государства-участника или нормах международного права, действующих
в этом государстве. Не допускается никакое ограничение или умаление каких бы то
ни было прав человека и основных свобод, признаваемых или существующих в ка-
ком-либо государстве — участнике настоящей Конвенции в силу закона, конвенций,
правил или обычаев, под тем предлогом, что в настоящей Конвенции не признаются
такие права или свободы или что в ней они признаются в меньшем объеме.
5. Положения настоящей Конвенции распространяются на все части федератив-
ных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.
Статья 5
Равенство и недискриминация
1. Государства-участники признают, что все лица равны перед законом и по нему
и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дис-
криминации.
2. Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инва-
лидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дис-
криминации на любой почве.
3. Для поощрения равенства и устранения дискриминации государства-участники
предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления.
4. Конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического ра-
венства инвалидов, не считаются дискриминацией по смыслу настоящей Конвенции.
11
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 6
Женщины-инвалиды
1. Государства-участники признают, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды
подвергаются множественной дискриминации, и в этой связи принимают меры для
обеспечения полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных
свобод.
2. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения
всестороннего развития, улучшения положения и расширения прав и возможностей
женщин, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и ос-
новных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции.
Статья 7
Дети-инвалиды
1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения
полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод
наравне с другими детьми.
2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание
уделяется высшим интересам ребенка.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право сво-
бодно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получа-
ют должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими
детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализа-
ции этого права.
Статья 8
Просветительно-воспитательная работа
1. Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные
и надлежащие меры к тому, чтобы:
a)
повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в
вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов;
b)
вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отно-
шении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста,
во всех сферах жизни;
c)
пропагандировать потенциал и вклад инвалидов.
2. Принимаемые с этой целью меры включают:
a)
развертывание и ведение эффективных общественно-просветительных кампа-
ний, призванных:
12
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
i)
воспитывать восприимчивость к правам инвалидов;
ii)
поощрять позитивные представления об инвалидах и более глубокое
понимание их обществом;
iii)
содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвали-
дов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда;
b)
воспитание на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей на-
чиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов;
c)
побуждение всех органов массовой информации к такому изображению инва-
лидов, которое согласуется с целью настоящей Конвенции;
d)
продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инва-
лидам и их правам.
Статья 9
Доступность
1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и
всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают
надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физи-
ческому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информацион-
но-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам,
открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских
районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и ба-
рьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
a)
на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая
школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
b)
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электрон-
ные службы и экстренные службы.
2. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы:
a)
разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусма-
тривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для
населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
b)
обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и ус-
луги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты
доступности для инвалидов;
c)
организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам до-
ступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
d)
оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выпол-
ненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;
13
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
e)
предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе
проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения
доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
f)
развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддерж-
ки, обеспечивающие им доступ к информации;
g)
поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным тех-
нологиям и системам, включая Интернет;
h)
поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изна-
чально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем,
так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минималь-
ных затратах.
Статья 10
Право на жизнь
Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого чело-
века на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффектив-
ного осуществления инвалидами наравне с другими.
Статья 11
Ситуации риска и чрезвычайные гуманитарные ситуации
Государства-участники принимают в соответствии со своими обязательствами по
международному праву, включая международное гуманитарное право и междуна-
родное право прав человека, все необходимые меры для обеспечения защиты и без-
опасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвы-
чайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.
Статья 12
Равенство перед законом
1. Государства-участники подтверждают, что каждый инвалид, где бы он ни нахо-
дился, имеет право на равную правовую защиту.
2. Государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью
наравне с другими во всех аспектах жизни.
3. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления ин-
валидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации сво-
ей правоспособности.
4. Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией
правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предот-
вращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека.
14
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией право-
способности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были
свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоя-
тельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно мень-
шего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным
органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степе-
ни, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.
5. С учетом положений настоящей статьи государства-участники принимают все
надлежащие и эффективные меры для обеспечения равных прав инвалидов на вла-
дение имуществом и его наследование, на управление собственными финансовыми
делами, а также на равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам и дру-
гим формам финансового кредитования и обеспечивают, чтобы инвалиды не лиша-
лись произвольно своего имущества.
Статья 13
Доступ к правосудию
1. Государства-участники обеспечивают инвалидам наравне с другими эффектив-
ный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответ-
ствующие возрасту коррективы, облегчающие выполнение теми своей эффективной
роли прямых и косвенных участников, в том числе свидетелей, во всех стадиях юри-
дического процесса, включая стадию расследования и другие стадии предваритель-
ного производства.
2. Чтобы содействовать обеспечению инвалидам эффективного доступа к право-
судию, государства-участники способствуют надлежащему обучению лиц, работа-
ющих в сфере отправления правосудия, в том числе в полиции и пенитенциарной
системе.
Статья 14
Свобода и личная неприкосновенность
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими:
a)
пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность;
b)
не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение
свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не
становилось основанием для лишения свободы.
2. Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании
какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими пола-
гались гарантии, согласующиеся с международным правом прав человека, и чтобы
обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, вклю-
чая обеспечение разумного приспособления.
15
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 15
Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных
или унижающих достоинство видов обращения и наказания
1. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или уни-
жающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не
должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
2. Государства-участники принимают все эффективные законодательные, адми-
нистративные, судебные или иные меры к тому, чтобы инвалиды наравне с другими
не подвергались пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство
видам обращения и наказания.
Статья 16
Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства
1. Государства-участники принимают все надлежащие законодательные, админи-
стративные, социальные, просветительные и иные меры для защиты инвалидов как
дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том
числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.
2. Государства-участники принимают также все надлежащие меры для предот-
вращения всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, обеспечивая, в част-
ности, подходящие формы оказания учитывающей возрастно-половую специфику
помощи и поддержки инвалидам, их семьям и лицам, осуществляющим уход за инва-
лидами, в том числе путем ознакомления и просвещения в вопросе о том, как избе-
гать проявлений эксплуатации, насилия и надругательства, определять их и сообщать
о них. Государства-участники обеспечивают, чтобы услуги по предоставлению защиты
оказывались с учетом возрастно-половой специфики и фактора инвалидности.
3. Стремясь предотвращать проявление всех форм эксплуатации, насилия и над-
ругательства, государства-участники обеспечивают, чтобы все учреждения и про-
граммы, предназначенные для обслуживания инвалидов, находились под эффектив-
ным наблюдением со стороны независимых органов.
4. Государства-участники принимают все надлежащие меры для содействия фи-
зическому, когнитивному и психологическому восстановлению, реабилитации и со-
циальной реинтеграции инвалидов, ставших жертвами любой формы эксплуатации,
насилия или надругательства, в том числе путем оказания услуг по предоставлению
защиты. Такие восстановление и реинтеграция происходят в обстановке, способ-
ствующей укреплению здоровья, благополучия, самоуважения, достоинства и само-
стоятельности соответствующего лица, и осуществляются с учетом нужд, обуслов-
ленных возрастно-половой спецификой.
5. Государства-участники принимают эффективные законодательство и страте-
гии, в том числе ориентированные на женщин и детей, для обеспечения того, чтобы
случаи эксплуатации, насилия и надругательства в отношении инвалидов выявля-
лись, расследовались и в надлежащих случаях преследовались.
16
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 17
Защита личной целостности
Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целост-
ности наравне с другими.
Статья 18
Свобода передвижения и гражданство
1. Государства-участники признают права инвалидов на свободу передвижения,
на свободу выбора местожительства и на гражданство наравне с другими, в том чис-
ле путем обеспечения того, чтобы инвалиды:
a)
имели право приобретать и изменять гражданство и не лишались своего граж-
данства произвольно или по причине инвалидности;
b)
не лишались, по причине инвалидности, возможности получать документы,
подтверждающие их гражданство, или иные удостоверяющие их личность до-
кументы, обладать такими документами и пользоваться ими либо использовать
соответствующие процедуры, например иммиграционные, которые могут быть
необходимы для облегчения осуществления права на свободу передвижения;
c)
имели право свободно покидать любую страну, включая свою собственную;
d)
не лишались произвольно или по причине инвалидности права на въезд в свою
собственную страну.
2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рожде-
ния имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее воз-
можной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 19
Самостоятельный образ жизни
и вовлеченность в местное сообщество
Государства–участники настоящей Конвенции признают равное право всех инва-
лидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах
выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содейство-
вать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовле-
чению в местное сообщество, в том числе обеспечивая, чтобы:
a)
инвалиды имели возможность выбирать наравне с другими людьми свое место
жительства и то, где и с кем проживать, и не были обязаны проживать в каких-
то определенных жилищных условиях;
b)
инвалиды имели доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту житель-
ства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая
17
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообще-
стве и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от
местного сообщества;
c)
услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения
в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.
Статья 20
Индивидуальная мобильность
Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индиви-
дуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоя-
тельности, в том числе путем:
a)
содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими спосо-
бом, в выбираемое ими время и по доступной цене;
b)
облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мо-
бильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и
посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене;
c)
обучения инвалидов и работающих с ними кадров специалистов навыкам мо-
бильности;
d)
побуждения предприятий, которые занимаются производством средств, облег-
чающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, к учету всех аспек-
тов мобильности инвалидов.
Статья 21
Свобода выражения мнения и убеждений
и доступ к информации
Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того,
чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеж-
дений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи на-
равне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяе-
мыми в статье 2 настоящей Конвенции, включая:
a)
снабжение инвалидов информацией, предназначенной для широкой публики,
в доступных форматах и с использованием технологий, учитывающих разные
формы инвалидности, своевременно и без дополнительной платы;
b)
принятие и содействие использованию в официальных сношениях: жестовых
языков, азбуки Брайля, усиливающих и альтернативных способов общения и всех
других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов;
c)
активное побуждение частных предприятий, оказывающих услуги широкой пу-
блике, в том числе через Интернет, к предоставлению информации и услуг в
доступных и пригодных для инвалидов форматах;
18
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
d)
побуждение средств массовой информации, в том числе предоставляющих инфор-
мацию через Интернет, к превращению своих услуг в доступные для инвалидов;
e)
признание и поощрение использования жестовых языков.
Статья 22
Неприкосновенность частной жизни
1. Независимо от места жительства или жилищных условий ни один инвалид не
должен подвергаться произвольному или незаконному посягательству на неприкос-
новенность его частной жизни, семьи, жилища или переписки и иных видов общения
либо незаконным нападкам на его честь и репутацию. Инвалиды имеют право на за-
щиту закона от таких посягательств или нападок.
2. Государства-участники охраняют конфиденциальность сведений о личности,
состоянии здоровья и реабилитации инвалидов наравне с другими.
Статья 23
Уважение дома и семьи
1. Государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры для
устранения дискриминации в отношении инвалидов во всех вопросах, касающихся
брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими, стре-
мясь при этом обеспечить, чтобы:
a)
признавалось право всех инвалидов, достигших брачного возраста, вступать в
брак и создавать семью на основе свободного и полного согласия брачующихся;
b)
признавались права инвалидов на свободное и ответственное принятие реше-
ний о числе детей и интервалах между их рождением и на доступ к соответ-
ствующей возрасту информации и к просвещению в вопросах репродуктивного
поведения и планирования семьи, а также предоставлялись средства, позволя-
ющие им осуществлять эти права;
c)
инвалиды, включая детей, наравне с другими сохраняли свою фертильность.
2. Государства-участники обеспечивают права и обязанности инвалидов в отно-
шении опекунства, попечительства, опеки, усыновления детей или аналогичных ин-
ститутов, когда данные понятия присутствуют в национальном законодательстве; во
всех случаях первостепенное значение имеют высшие интересы ребенка. Государ-
ства-участники оказывают инвалидам надлежащую помощь в выполнении ими своих
обязанностей по воспитанию детей.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные пра-
ва в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия
детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации госу-
дарства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи
всесторонней информацией, услугами и поддержкой.
19
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими
родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду ком-
петентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами опреде-
ляют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких
обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалид-
ности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.
5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не
в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому,
чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних род-
ственников, а при отсутствии такой возможности — за счет создания семейных усло-
вий для проживания ребенка в местном сообществе.
Статья 24
Образование
1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях
реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей
государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и
обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
а)
к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и
самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и чело-
веческого многообразия;
b)
к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных
и физических способностей в самом полном объеме;
с)
к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни сво-
бодного общества.
2.
При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
а)
инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего обра-
зования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного началь-
ного образования или среднего образования;
b)
инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и
бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах сво-
его проживания;
c)
обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные по-
требности;
d)
инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддерж-
ку для облегчения их эффективного обучения;
e)
в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному
развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффектив-
ные меры по организации индивидуализированной поддержки.
20
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизнен-
ные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в про-
цессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участни-
ки принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:
а)
содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих
и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков
ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников
и наставничеству;
b)
содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности
глухих;
с)
обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепы-
ми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходя-
щих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая
максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.
4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участ-
ники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том чис-
ле учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для
обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образо-
вания. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и исполь-
зование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов
общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.
5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к
общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для
взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими.
С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечи-
валось разумное приспособление.
Статья 25
Здоровье
Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший до-
стижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государ-
ства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвали-
дов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том
числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники:
а)
обеспечивают инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или не-
дорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам, в том числе
в области сексуального и репродуктивного здоровья и по линии предлагаемых
населению государственных программ здравоохранения;
b)
предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы ин-
валидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диа-
21
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
гностику, а в подходящих случаях — коррекцию и услуги, призванные свести к
минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том
числе среди детей и пожилых;
с)
организуют эти услуги в сфере здравоохранения как можно ближе к местам не-
посредственного проживания этих людей, в том числе в сельских районах;
d)
требуют, чтобы специалисты здравоохранения предоставляли инвалидам ус-
луги того же качества, что и другим лицам, в том числе на основе свободного
и информированного согласия посредством, среди прочего, повышения осве-
домленности о правах человека, достоинстве, самостоятельности и нуждах ин-
валидов за счет обучения и принятия этических стандартов для государствен-
ного и частного здравоохранения;
е)
запрещают дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении ме-
дицинского страхования и страхования жизни, если последнее разрешено на-
циональным правом, и предусматривают, что оно предоставляется на справед-
ливой и разумной основе;
f)
не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой
области либо получении пищи или жидкостей по причине инвалидности.
Статья 26
Абилитация и реабилитация
1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны дру-
гих инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов
возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных
физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного
включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники
организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитаци-
онные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образо-
вания и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы:
а)
начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопро-
фильной оценке нужд и сильных сторон индивида;
b)
способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все
аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для
инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том
числе в сельских районах.
2. Государства-участники поощряют развитие начального и последующего обуче-
ния специалистов и персонала, работающих в сфере абилитационных и реабилита-
ционных услуг.
3. Государства-участники поощряют наличие, знание и использование относящих-
ся к абилитации и реабилитации ассистивных устройств и технологий, предназна-
ченных для инвалидов.
22
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 27
Труд и занятость
1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с други-
ми; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь тру-
дом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился,
в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, ин-
клюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и
поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают
инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в зако-
нодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:
а)
запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех во-
просов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу,
найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных
и здоровых условий труда;
b)
защита прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные
условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд
равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от
домогательств, и удовлетворение жалоб;
c)
обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и про-
фсоюзные права наравне с другими;
d)
наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к общим програм-
мам технической и профессиональной ориентации, службам трудоустройства
и профессиональному и непрерывному обучению;
e)
расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов и
их продвижения по службе, а также оказание помощи в поиске, получении, со-
хранении и возобновлении работы;
f)
расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, пред-
принимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
g)
наем инвалидов в государственном секторе;
h)
стимулирование найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих
стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий,
стимулы и другие меры;
i)
обеспечение инвалидам разумного приспособления рабочего места;
j)
поощрение приобретения инвалидами опыта работы в условиях открытого рын-
ка труда;
k)
поощрение программ профессиональной и квалификационной реабилитации,
сохранения рабочих мест и возвращения на работу для инвалидов.
23
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
2. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды не содержались в раб-
стве или в подневольном состоянии и были защищены наравне с другими от прину-
дительного или обязательного труда.
Статья 28
Достаточный жизненный уровень и социальная защита
1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный
уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жи-
лище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры
к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку
инвалидности.
2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на
пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принима-
ют надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая
меры:
а)
по обеспечению инвалидам равного доступа к получению чистой воды и по
обеспечению доступа к надлежащим и недорогим услугам, устройствам и дру-
гой помощи для удовлетворения нужд, связанных с инвалидностью;
b)
по обеспечению инвалидам, в частности женщинам, девочкам и пожилым ли-
цам с инвалидностью, доступа к программам социальной защиты и програм-
мам сокращения масштабов нищеты;
c)
по обеспечению инвалидам и их семьям, живущим в условиях нищеты, доступа
к помощи со стороны государства с целью покрытия связанных с инвалидно-
стью расходов, включая надлежащее обучение, консультирование, финансо-
вую помощь и временный патронажный уход;
d)
по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья;
e)
по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам.
Статья 29
Участие в политической и общественной жизни
Государства-участники гарантируют инвалидам политические права и возмож-
ность пользоваться ими наравне с другими и обязуются:
а)
обеспечивать, чтобы инвалиды могли эффективно и всесторонне участвовать,
прямо или через свободно выбранных представителей, в политической и об-
щественной жизни наравне с другими, в том числе имели право и возможность
голосовать и быть избранными, в частности посредством:
i)
обеспечения того, чтобы процедуры, помещения и материалы для го-
лосования были подходящими, доступными и легкими для понимания и
использования;
24
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
ii)
защиты права инвалидов на участие в тайном голосовании на выборах
и публичных референдумах без запугивания и на выдвижение своих кан-
дидатур для выборов, на фактическое занятие должностей и выполне-
ние всех публичных функций на всех уровнях государственной власти —
при содействии использованию ассистивных и новых технологий, где это
уместно;
iii)
гарантирования свободного волеизъявления инвалидов как избирателей
и с этой целью — удовлетворения, когда это необходимо, их просьб об
оказании им каким-либо лицом по их выбору помощи с голосованием;
b)
активно способствовать созданию обстановки, в которой инвалиды могли бы
эффективно и всесторонне участвовать в управлении государственными дела-
ми без дискриминации и наравне с другими, и поощрять их участие в государ-
ственных делах, включая:
i)
участие в неправительственных организациях и объединениях, работа
которых связана с государственной и политической жизнью страны, в
том числе в деятельности политических партий и руководстве ими;
ii)
создание организаций инвалидов и вступление в них с тем, чтобы пред-
ставлять инвалидов на международном, национальном, региональном и
местном уровнях.
Статья 30
Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и
занятии спортом
1. Государства-участники признают право инвалидов участвовать наравне с дру-
гими в культурной жизни и принимают все надлежащие меры для обеспечения того,
чтобы инвалиды:
а)
имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах;
b)
имели доступ к телевизионным программам, фильмам, театру и другим куль-
турным мероприятиям в доступных форматах;
с)
имели доступ к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры,
музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наи-
более возможной степени доступ к памятникам и объектам, имеющим нацио-
нальную культурную значимость.
2. Государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы наделить
инвалидов возможностью развивать и использовать свой творческий, художествен-
ный и интеллектуальный потенциал — не только для своего блага, но и ради обога-
щения всего общества.
3. Государства-участники предпринимают в соответствии с международным пра-
вом все надлежащие шаги для обеспечения того, чтобы законы о защите прав интел-
25
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
лектуальной собственности не становились неоправданным или дискриминацион-
ным барьером для доступа инвалидов к произведениям культуры.
4. Инвалиды имеют право наравне с другими на признание и поддержку их особой
культурной и языковой самобытности, включая жестовые языки и культуру глухих.
5. Чтобы наделить инвалидов возможностью участвовать наравне с другими в
проведении досуга и отдыха и в спортивных мероприятиях, государства-участники
принимают надлежащие меры:
а)
для поощрения и пропаганды как можно более полного участия инвалидов в
общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях;
b)
для обеспечения того, чтобы инвалиды имели возможность организовывать
спортивные и досуговые мероприятия специально для инвалидов, развивать
их и участвовать в них, и для содействия в этой связи тому, чтобы им наравне с
другими предоставлялись надлежащие обучение, подготовка и ресурсы;
с)
для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к спортивным, рекреаци-
онным и туристическим объектам;
d)
для обеспечения того, чтобы дети-инвалиды имели равный с другими детьми
доступ к участию в играх, в проведении досуга и отдыха и в спортивных меро-
приятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
e)
для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к услугам тех, кто занима-
ется организацией досуга, туризма, отдыха и спортивных мероприятий.
Статья 31
Статистика и сбор данных
1. Государства-участники обязуются производить сбор надлежащей информации,
включая статистические и исследовательские данные, позволяющей им разрабаты-
вать и осуществлять стратегии в целях выполнения настоящей Конвенции. В процес-
се сбора и хранения этой информации надлежит:
а)
соблюдать юридически установленные гарантии, включая законодательство о
защите данных, чтобы обеспечить конфиденциальность и неприкосновенность
частной жизни инвалидов;
b)
соблюдать международно признанные нормы, касающиеся защиты прав чело-
века и основных свобод, а также этические принципы при сборе и использова-
нии статистических данных.
2.
Собранная в соответствии с настоящей статьей информация дезагрегируется
соответствующим образом и используется для содействия оценке того, как го-
сударства-участники выполняют свои обязательства по настоящей Конвенции,
а также для выявления и устранения барьеров, с которыми инвалиды сталки-
ваются при осуществлении своих прав.
26
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
3. Государства-участники берут на себя ответственность за распространение этих
статистических данных и обеспечивают их доступность для инвалидов и других лиц.
Статья 32
Международное сотрудничество
1. Государства-участники признают важность международного сотрудничества и
его поощрения в поддержку национальных усилий по реализации целей и задач на-
стоящей Конвенции и принимают в этой связи надлежащие и эффективные меры по
межгосударственной линии, а где это уместно — в партнерстве с соответствующи-
ми международными и региональными организациями и гражданским обществом, в
частности организациями инвалидов. Такие меры могли бы, в частности, включать:
a)
обеспечение того, чтобы международное сотрудничество, в том числе междуна-
родные программы развития, охватывало инвалидов и было для них доступно;
b)
облегчение и поддержку укрепления имеющихся возможностей, в том числе
путем взаимного обмена информацией, опытом, программами и передовыми
наработками;
c)
содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научно-техни-
ческим знаниям;
d)
предоставление, где это уместно, технико-экономической помощи, в том числе
путем облегчения доступа к доступным и ассистивным технологиям и путем
взаимного обмена ими, а также посредством передачи технологий.
2. Положения настоящей статьи не затрагивают обязанностей каждого государ-
ства-участника по выполнению своих обязательств согласно настоящей Конвенции.
Статья 33
Национальное осуществление и мониторинг
1. Государства-участники в соответствии со своим организационным устройством
назначают в правительстве одну или несколько инстанций, курирующих вопросы, свя-
занные с осуществлением настоящей Конвенции, и должным образом изучают возмож-
ность учреждения или назначения в правительстве координационного механизма для
содействия соответствующей работе в различных секторах и на различных уровнях.
2. Государства-участники в соответствии со своим правовым и административ-
ным устройством поддерживают, укрепляют, назначают или учреждают у себя струк-
туру, включающую, где это уместно, один или несколько независимых механизмов,
для поощрения, защиты и мониторинга за осуществлением настоящей Конвенции.
При назначении или учреждении такого механизма государства-участники принима-
ют во внимание принципы, касающиеся статуса и функционирования национальных
учреждений, занимающихся защитой и поощрением прав человека.
27
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
3. Гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организа-
ции, в полном объеме вовлекаются в процесс наблюдения и участвуют в нем.
Статья 34
Комитет по правам инвалидов
1. Учреждается Комитет по правам инвалидов (именуемый далее «Комитет»), ко-
торый выполняет функции, предусматриваемые ниже.
2. В момент вступления настоящей Конвенции в силу Комитет состоит из две-
надцати экспертов. После еще шестидесяти ратификаций Конвенции или присоеди-
нений к ней членский состав Комитета увеличивается на шесть человек, достигая
максимума — восемнадцати членов.
3. Члены Комитета выступают в личном качестве и обладают высокими мораль-
ными качествами и признанной компетентностью и опытом в области, охватываемой
настоящей Конвенцией. При выдвижении своих кандидатов государствам-участни-
кам предлагается должным образом учитывать положение, сформулированное в
пункте 3 статьи 4 настоящей Конвенции.
4. Члены Комитета избираются государствами-участниками, причем уделяется
внимание справедливому географическому распределению, представительству раз-
личных форм цивилизации и основных правовых систем, сбалансированной пред-
ставленности полов и участию экспертов-инвалидов.
5. Члены Комитета избираются тайным голосованием из списка кандидатов, вы-
двинутых государствами-участниками из числа своих граждан, на заседаниях Кон-
ференции государств-участников. На этих заседаниях, на которых две трети госу-
дарств-участников составляют кворум, избранными в состав Комитета являются те
кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большин-
ство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей госу-
дарств-участников.
6. Первоначальные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со
дня вступления в силу настоящей Конвенции. По крайней мере за четыре месяца до
даты каждых выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций
обращается к государствам-участникам с письмом, предлагая им представить канди-
датуры в течение двух месяцев. Затем Генеральный секретарь составляет в алфа-
витном порядке список всех выдвинутых таким образом кандидатов с указанием вы-
двинувших их государств-участников и направляет его государствам — участникам
настоящей Конвенции.
7. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть
переизбранными только один раз. Однако срок полномочий шести из членов, избира-
емых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после
первых выборов имена этих шести членов определяются по жребию председатель-
ствующим на заседании, о котором говорится в пункте 5 настоящей статьи.
28
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
8. Избрание шести дополнительных членов Комитета приурочивается к обычным
выборам, регулируемым соответствующими положениями настоящей статьи.
9. Если какой-либо член Комитета умирает или уходит в отставку либо объявляет,
что не в состоянии более выполнять свои обязанности по какой-либо иной причине, го-
сударство-участник, выдвинувшее кандидатуру этого члена, на оставшийся срок полно-
мочий назначает другого эксперта, обладающего квалификацией и отвечающего тре-
бованиям, которые предусмотрены в соответствующих положениях настоящей статьи.
10. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.
11. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет не-
обходимый персонал и материальные средства для эффективного осуществления
Комитетом своих функций в соответствии с настоящей Конвенцией и созывает его
первое совещание.
12. Члены Комитета, учрежденного в соответствии с настоящей Конвенцией, по-
лучают утверждаемое Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций
вознаграждение из средств Организации Объединенных Наций в порядке и на усло-
виях, устанавливаемых Ассамблеей с учетом важности обязанностей Комитета.
13. Члены Комитета имеют право на льготы, привилегии и иммунитеты экспертов
в командировках по делам Организации Объединенных Наций, закрепленные в со-
ответствующих разделах Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных
Наций.
Статья 35
Доклады государств-участников
1. Каждое государство-участник представляет Комитету через Генерального се-
кретаря Организации Объединенных Наций всеобъемлющий доклад о мерах, приня-
тых для осуществления им своих обязательств по настоящей Конвенции, и о прогрес-
се, достигнутом в этом отношении, в течение двух лет после вступления настоящей
Конвенции в силу для соответствующего государства-участника.
2. Затем государства-участники представляют последующие доклады не реже
чем раз в четыре года, а также тогда, когда об этом просит Комитет.
3. Комитет устанавливает руководящие принципы, определяющие содержание
докладов.
4. Государству-участнику, которое представило Комитету всеобъемлющий перво-
начальный доклад, нет необходимости повторять в своих последующих докладах
ранее представленную информацию. Государствам-участникам предлагается поду-
мать над тем, чтобы делать подготовку докладов Комитету открытым и транспарент-
ным процессом, и должным образом учитывать положение, сформулированное в
пункте 3 статьи 4 настоящей Конвенции.
29
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
5. В докладах могут указываться факторы и трудности, влияющие на степень вы-
полнения обязательств по настоящей Конвенции.
Статья 36
Рассмотрение докладов
1. Каждый доклад рассматривается Комитетом, который выносит по нему пред-
ложения и общие рекомендации, представляющиеся ему уместными, и направляет
их соответствующему государству-участнику. Государство-участник может в порядке
ответа направить Комитету любую информацию по своему выбору. Комитет может
запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, имеющую от-
ношение к осуществлению настоящей Конвенции.
2. Когда государство-участник существенно запаздывает с представлением до-
клада, Комитет может уведомить соответствующее государство-участник о том, что,
если в течение трех месяцев после этого уведомления соответствующий доклад
представлен не будет, вопрос об осуществлении настоящей Конвенции в этом госу-
дарстве-участнике потребуется рассмотреть на основе достоверной информации,
имеющейся в распоряжении Комитета. Комитет предлагает соответствующему госу-
дарству-участнику принять участие в таком рассмотрении. Если государство-участ-
ник в порядке ответа представит соответствующий доклад, применяются положения
пункта 1 настоящей статьи.
3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций предоставляет до-
клады в распоряжение всех государств-участников.
4. Государства-участники обеспечивают широкий доступ к своим докладам для
общественности у себя в стране и облегчают ознакомление с предложениями и об-
щими рекомендациями, относящимися к этим докладам.
5. Когда Комитет считает это уместным, он направляет доклады государств-участ-
ников специализированным учреждениям, фондам и программам Организации Объе-
диненных Наций, а также другим компетентным органам, чтобы те обратили внимание
на высказываемую там просьбу о технической консультации или помощи либо содер-
жащееся там указание на необходимость в последних, вместе с замечаниями и реко-
мендациями Комитета (если таковые имеются) по поводу этих просьб или указаний.
Статья 37
Сотрудничество между государствами-участниками
и Комитетом
1. Каждое государство-участник сотрудничает с Комитетом и оказывает его чле-
нам содействие в выполнении ими своего мандата.
2. В своих отношениях с государствами-участниками Комитет должным образом учи-
тывает пути и средства наращивания национальных возможностей по осуществлению
настоящей Конвенции, в том числе с помощью международного сотрудничества.
30
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 38
Отношения Комитета с другими органами
Для содействия эффективному осуществлению настоящей Конвенции и поощре-
ния международного сотрудничества в охватываемой ею области:
а) специализированные учреждения и другие органы Организации Объединенных
Наций имеют право быть представленными при рассмотрении вопроса об осущест-
влении таких положений настоящей Конвенции, которые подпадают под их мандат.
Когда Комитет считает это уместным, он может предлагать специализированным уч-
реждениям и другим компетентным органам дать экспертное заключение относи-
тельно осуществления Конвенции в областях, подпадающих под их соответствующие
мандаты. Комитет может предлагать специализированным учреждениям и другим
органам Организации Объединенных Наций представить доклады об осуществлении
Конвенции в областях, относящихся к сфере их деятельности;
b) при выполнении своего мандата Комитет консультируется, когда это уместно,
с другими соответствующими органами, учрежденными в силу международных до-
говоров по правам человека, на предмет того, чтобы обеспечивать согласованность
в их соответствующих руководящих принципах представления докладов, а также в
выносимых ими предложениях и общих рекомендациях и избегать дублирования и
параллелизма при осуществлении ими своих функций.
Статья 39
Доклад Комитета
Комитет раз в два года представляет Генеральной Ассамблее и Экономическому
и Социальному Совету доклад о своей деятельности и может выносить предложения
и общие рекомендации, основанные на рассмотрении полученных от государств-
участников докладов и информации. Такие предложения и общие рекомендации
включаются в доклад Комитета вместе с комментариями (если таковые имеются)
государств-участников.
Статья 40
Конференция государств-участников
1. Государства-участники регулярно собираются на Конференцию государств-
участников для рассмотрения любого вопроса, касающегося осуществления настоя-
щей Конвенции.
2. Не позднее чем через шесть месяцев после вступления настоящей Конвенции
в силу Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций созывает Конфе-
ренцию государств-участников. Последующие совещания созываются Генеральным
секретарем раз в два года или по решению Конференции государств-участников.
31
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 41
Депозитарий
Депозитарием настоящей Конвенции является Генеральный секретарь Организа-
ции Объединенных Наций.
Статья 42
Подписание
Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами и организа-
циями региональной интеграции в Центральных учреждениях Организации Объеди-
ненных Наций в Нью-Йорке с 30 марта 2007 года.
Статья 43
Согласие на обязательность
Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами
и официальному подтверждению подписавшими ее организациями региональной
интеграции. Она открыта для присоединения к ней любого государства или организа-
ции региональной интеграции, не подписавших настоящую Конвенцию.
Статья 44
Организации региональной интеграции
1. «Организация региональной интеграции» означает созданную суверенными го-
сударствами определенного региона организацию, которой ее государства-члены пе-
редали компетенцию в отношении вопросов, регулируемых настоящей Конвенцией.
Такие организации указывают в своих документах об официальном подтверждении
или присоединении объем своей компетенции в отношении вопросов, регулируемых
настоящей Конвенцией. Впоследствии они информируют депозитария о любых су-
щественных изменениях в объеме их компетенции.
2. Ссылки в настоящей Конвенции на «государства-участники» относятся к таким
организациям в пределах их компетенции.
3. Для целей пункта 1 статьи 45 и пунктов 2 и 3 статьи 47 настоящей Конвенции
ни один документ, сданный на хранение организацией региональной интеграции, не
засчитывается.
4. В вопросах, относящихся к их компетенции, организации региональной интегра-
ции могут осуществлять свое право голоса на Конференции государств-участников с
числом голосов, равным числу их государств-членов, которые являются участника-
ми настоящей Конвенции. Такая организация не осуществляет своего права голоса,
если свое право осуществляет какое-либо из ее государств-членов, и наоборот.
32
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 45
Вступление в силу
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хра-
нение двадцатой ратификационной грамоты или документа о присоединении.
2. Для каждого государства или организации региональной интеграции, ратифи-
цирующих настоящую Конвенцию, официально подтверждающих ее или присоеди-
няющихся к ней после сдачи на хранение двадцатого такого документа, Конвенция
вступает в силу на тридцатый день после сдачи ими на хранение своего такого до-
кумента.
Статья 46
Оговорки
1. Оговорки, не совместимые с объектом и целью настоящей Конвенции, не до-
пускаются.
2. Оговорки могут быть в любое время сняты.
Статья 47
Поправки
1. Любое государство-участник может предложить поправку к настоящей Конвен-
ции и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Генеральный секретарь сообщает любые предложенные поправки государствам-
участникам, прося уведомить его, выступают ли они за проведение конференции
государств-участников для рассмотрения этих предложений и принятия по ним ре-
шений. В случае если в течение четырех месяцев с даты такого сообщения не ме-
нее трети государств-участников выступит за проведение такой конференции, Гене-
ральный секретарь созывает конференцию под эгидой Организации Объединенных
Наций. Любая поправка, одобренная большинством в две трети присутствующих и
участвующих в голосовании государств-участников, направляется Генеральным се-
кретарем Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций для утвержде-
ния, а затем всем государствам-участникам для принятия.
2. Поправка, одобренная и утвержденная в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, вступает в силу на тридцатый день после того, как число сданных на хране-
ние документов о принятии достигнет двух третей от числа государств-участников на
дату одобрения этой поправки. Впоследствии поправка вступает в силу для любого
государства-участника на тридцатый день после сдачи им на хранение своего доку-
мента о принятии. Поправка является обязательной только для тех государств-участ-
ников, которые ее приняли.
33
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
3. Если Конференция государств-участников примет консенсусом соответствую-
щее решение, одобренная и утвержденная в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи поправка, которая относится исключительно к статьям 34, 38, 39 и 40, вступа-
ет в силу для всех государств-участников на тридцатый день после того, как число
сданных на хранение документов о принятии достигнет двух третей числа от госу-
дарств-участников на дату одобрения этой поправки.
Статья 48
Денонсация
Государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию посредством
письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных На-
ций. Денонсация вступает в силу через год после даты получения Генеральным се-
кретарем такого уведомления.
Статья 49
Доступный формат
Должно быть обеспечено наличие текста настоящей Конвенции в доступных
форматах.
Статья 50
Аутентичные тексты
Тексты настоящей Конвенции на английском, арабском, испанском, китайском,
русском и французском языках являются равноаутентичными.
В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся полномочные представители,
должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительства-
ми, подписали настоящую Конвенцию.
34
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов
Государства — участники настоящего Протокола согласились о нижеследующем:
Статья 1
1. Государство — участник настоящего Протокола («государство-участник») при-
знает компетенцию Комитета по правам инвалидов («Комитет») принимать и рассма-
тривать сообщения от находящихся под его юрисдикцией лиц или групп лиц, которые
заявляют, что являются жертвами нарушения этим государством-участником поло-
жений Конвенции, или от их имени.
2. Сообщение не принимается Комитетом, если оно касается государства — участ-
ника Конвенции, которое не является участником настоящего Протокола.
Статья 2
Комитет считает сообщение неприемлемым, когда:
a) сообщение является анонимным;
b) сообщение представляет собой злоупотребление правом на подачу таких со-
общений или несовместимо с положениями Конвенции;
c) тот же вопрос уже рассматривался Комитетом либо был рассмотрен или рас-
сматривается в рамках другой процедуры международного разбирательства или уре-
гулирования;
d) исчерпаны не все имеющиеся внутренние средства защиты. Это правило не
применяется, когда применение средств защиты неоправданно затягивается или
вряд ли принесет действенный эффект;
e) оно является явно необоснованным или недостаточно аргументированным
либо
f) факты, являющиеся предметом сообщения, имели место до вступления насто-
ящего Протокола в силу для соответствующего государства-участника, если только
эти факты не продолжались и после упомянутой даты.
Статья 3
С учетом положений статьи 2 настоящего Протокола Комитет в конфиденциальном
порядке доводит любые представленные ему сообщения до сведения государства-
участника. В шестимесячный срок уведомленное государство представляет Комитету
письменные объяснения или заявления с уточнением вопроса или средства защиты
(если таковое имеется), которое, возможно, было применено этим государством.
Статья 4
1. В любой момент между получением сообщения и вынесением определения по
существу Комитет может направить соответствующему государству-участнику для без-
отлагательного рассмотрения просьбу о принятии этим государством-участником таких
временных мер, которые могут быть необходимы для того, чтобы избежать причинения
возможного непоправимого вреда жертве или жертвам предполагаемого нарушения.
35
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
2. Когда Комитет осуществляет свое дискреционное право в соответствии с пун-
ктом 1 настоящей статьи, это не означает, что он принял решение в отношении при-
емлемости им по существу сообщения.
Статья 5
При рассмотрении сообщений в соответствии с настоящим Протоколом Комитет
проводит закрытые заседания. После изучения сообщения Комитет направляет свои
предложения и рекомендации (если таковые имеются) соответствующему государ-
ству-участнику и заявителю.
Статья 6
1. Если Комитет получает достоверную информацию, указывающую на серьез-
ные или систематические нарушения государством-участником прав, закрепленных
в Конвенции, он предлагает этому государству-участнику сотрудничать в изучении
этой информации и с этой целью представить замечания по поводу соответствую-
щей информации.
2. С учетом любых замечаний, которые могут быть представлены соответствую-
щим государством-участником, а также любой другой имеющейся у него достовер-
ной информации Комитет может поручить одному или нескольким своим членам про-
вести расследование и срочно представить доклад Комитету. В тех случаях, когда
это оправдано, и с согласия государства-участника расследование может включать
посещение его территории.
3. После изучения результатов такого расследования Комитет препровождает эти
результаты соответствующему государству-участнику вместе с любыми комментари-
ями и рекомендациями.
4. В течение шести месяцев с момента получения результатов, комментариев и
рекомендаций, препровожденных Комитетом, государство-участник представляет
ему свои замечания.
5. Такое расследование проводится в конфиденциальном порядке, и на всех этапах
процесса предполагается обращение к государству-участнику за сотрудничеством.
Статья 7
1. Комитет может предложить соответствующему государству-участнику включить
в свой доклад, предусмотренный статьей 35 Конвенции, сведения о любых мерах,
принятых в порядке отклика на расследование, проведенное согласно статье 6 на-
стоящего Протокола.
2. При необходимости Комитет может по истечении шестимесячного срока, о кото-
ром говорится в пункте 4 статьи 6, предложить соответствующему государству-участ-
нику информировать его о мерах, принятых в порядке отклика на такое расследование.
Статья 8
Каждое государство-участник может в момент подписания настоящего Протокола,
его ратификации или присоединения к нему заявить, что не признает компетенцию
Комитета, предусмотренную в статьях 6 и 7.
36
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 9
Депозитарием настоящего Протокола является Генеральный секретарь Организа-
ции Объединенных Наций.
Статья 10
Настоящий Протокол открыт для подписания подписавшими Конвенцию государ-
ствами и организациями региональной интеграции в Центральных учреждениях Ор-
ганизации Объединенных Наций в Нью-Йорке с 30 марта 2007 года.
Статья 11
Настоящий Протокол подлежит ратификации подписавшими его государствами,
которые ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней. Он подлежит офи-
циальному подтверждению подписавшими его организациями региональной инте-
грации, которые официально подтвердили Конвенцию или присоединились к ней. Он
открыт для присоединения к нему любого государства или организации региональ-
ной интеграции, которые ратифицировали Конвенцию, официально подтвердили ее
или присоединились к ней и которые не подписали настоящий Протокол.
Статья 12
1. «Организация региональной интеграции» означает созданную суверенными го-
сударствами определенного региона организацию, которой ее государства-члены пе-
редали компетенцию в отношении вопросов, регулируемых Конвенцией и настоящим
Протоколом. Такие организации указывают в своих документах об официальном под-
тверждении или присоединении объем своей компетенции в отношении вопросов,
регулируемых Конвенцией и настоящим Протоколом. Впоследствии они информиру-
ют депозитария о любых существенных изменениях в объеме их компетенции.
2. Ссылки в настоящем Протоколе на «государства-участники» относятся к таким
организациям в пределах их компетенции.
3. Для целей пункта 1 статьи 13 и пункта 2 статьи 15 настоящего Протокола ни
один документ, сданный на хранение организацией региональной интеграции, не за-
считывается.
4. В вопросах, относящихся к их компетенции, организации региональной интегра-
ции могут осуществлять свое право голоса на совещании государств-участников с
числом голосов, равным числу их государств-членов, которые являются участниками
настоящего Протокола. Такая организация не осуществляет своего права голоса,
если свое право осуществляет какое-либо из ее государств-членов, и наоборот.
Статья 13
1. При условии вступления в силу Конвенции настоящий Протокол вступает в силу
на тридцатый день после сдачи на хранение десятой ратификационной грамоты или
документа о присоединении.
2. Для каждого государства или организации региональной интеграции, ратифици-
рующих настоящий Протокол, официально подтверждающих его или присоединяю-
щихся к нему после сдачи на хранение десятого такого документа, Протокол вступа-
ет в силу на тридцатый день после сдачи ими на хранение своего такого документа.
37
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Статья 14
1. Оговорки, не совместимые с объектом и целью настоящего Протокола, не до-
пускаются.
2. Оговорки могут быть в любое время сняты.
Статья 15
1. Любое государство-участник может предложить поправку к настоящему Прото-
колу и представить ее Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Генеральный секретарь сообщает любые предложенные поправки государствам-
участникам, прося уведомить его, выступают ли они за проведение совещания госу-
дарств-участников для рассмотрения этих предложений и принятия по ним решений.
В случае если в течение четырех месяцев с даты такого сообщения не менее трети
государств-участников выступит за проведение такого совещания, Генеральный се-
кретарь созывает совещание под эгидой Организации Объединенных Наций. Любая
поправка, одобренная большинством в две трети присутствующих и участвующих в
голосовании государств-участников, направляется Генеральным секретарем Гене-
ральной Ассамблее Организации Объединенных Наций для утверждения, а затем
всем государствам-участникам для принятия.
2. Поправка, одобренная и утвержденная в соответствии с пунктом 1 настоящей
статьи, вступает в силу на тридцатый день после того, как число сданных на хране-
ние документов о принятии достигнет двух третей от числа государств-участников на
дату одобрения этой поправки. Впоследствии поправка вступает в силу для любого
государства-участника на тридцатый день после сдачи им на хранение своего доку-
мента о принятии. Поправка является обязательной только для тех государств-участ-
ников, которые ее приняли.
Статья 16
Государство-участник может денонсировать настоящий Протокол посредством
письменного уведомления Генерального секретаря Организации Объединенных На-
ций. Денонсация вступает в силу через год после даты получения Генеральным се-
кретарем такого уведомления.
Статья 17
Должно быть обеспечено наличие текста настоящего Протокола в доступных
форматах.
Статья 18
Тексты настоящего Протокола на английском, арабском, испанском, китайском,
русском и французском языках являются равноаутентичными.
В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся полномочные представители,
должным образом на то уполномоченные своими соответствующими правительства-
ми, подписали настоящий Протокол.
Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге:
Щербаков переулок д. 1-3 (ст. м. Владимирская/Достоевская)
Телефон: 764-00-54, Факс: 572-73-06
Адрес для писем: 190000, Санкт-Петербург, BOX 1137
Электронная почта: mail@ombudsmanspb.ru
Сайт: www.ombudsmanspb.ru
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека
www.ohchr.org