Допуск
к
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
основного
общего
образования
Демонстрационный
вариант
контрольных
измерительных
материалов
итогового
собеседования
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
в
2020
году
(
программа
основного
общего
образования
)
подготовлен
Федеральным
государственным
бюджетным
научным
учреждением
«
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕРЕНИЙ
»
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 2 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Допуск
к
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
основного
общего
образования
Пояснения
к
демонстрационному
варианту
контрольных
измерительных
материалов
ИТОГОВОГО
СОБЕСЕДОВАНИЯ
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
в
2020
году
При
ознакомлении
с
демонстрационным
вариантом
итогового
собеседования
по
русскому
языку
в
2020
году
следует
иметь
в
виду
,
что
задания
,
включённые
в
него
,
не
отражают
всего
содержания
,
которое
может
проверяться
с
помощью
вариантов
КИМ
в
2020
году
.
Назначение
демонстрационного
варианта
заключается
в
том
,
чтобы
дать
возможность
любому
участнику
итогового
собеседования
по
русскому
языку
и
широкой
общественности
составить
представление
о
структуре
будущих
заданий
,
их
количестве
,
а
также
об
их
форме
и
уровне
сложности
.
Приведённые
критерии
оценки
выполнения
заданий
итогового
собеседования
,
включённые
в
этот
вариант
,
дают
представление
о
требованиях
к
полноте
и
правильности
развёрнутых
ответов
в
устной
форме
.
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 3 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Демонстрационный
вариант
контрольных
измерительных
материалов
итогового
собеседования
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
в
2020
году
Инструкция
по
выполнению
заданий
Итоговое
собеседование
по
русскому
языку
состоит
из
двух
частей
,
включающих
в
себя
четыре
задания
.
Часть
1
состоит
из
двух
заданий
.
Задания
1
и
2
выполняются
с
использованием
одного
текста
.
Задание
1
–
чтение
вслух
небольшого
текста
.
Время
на
подготовку
–
до
2-
х
минут
.
В
задании
2
предлагается
пересказать
прочитанный
текст
,
дополнив
его
высказыванием
.
Время
на
подготовку
–
до
2-
х
минут
.
Часть
2
состоит
из
двух
заданий
.
Задания
3
и
4
не
связаны
с
текстом
,
который
Вы
читали
и
пересказывали
,
выполняя
задания
1
и
2.
Вам
предстоит
выбрать
одну
тему
для
монолога
и
диалога
.
В
задании
3
предлагается
выбрать
один
из
трёх
предложенных
вариантов
беседы
:
описание
фотографии
,
повествование
на
основе
жизненного
опыта
,
рассуждение
по
одной
из
сформулированных
проблем
–
и
построить
монологическое
высказывание
.
Время
на
подготовку
– 1
минута
.
В
задании
4
Вам
предстоит
поучаствовать
в
беседе
по
теме
предыдущего
задания
.
Общее
время
Вашего
ответа
(
включая
время
на
подготовку
) –
примерно
15-16
минут
.
На
протяжении
всего
времени
ответа
ведётся
аудиозапись
.
Во
время
проведения
итогового
собеседования
Вы
имеете
право
делать
пометки
в
контрольных
измерительных
материалах
.
Постарайтесь
полностью
выполнить
поставленные
задачи
,
говорите
ясно
и
чётко
,
не
отходите
от
темы
.
Так
Вы
сможете
набрать
наибольшее
количество
баллов
.
Желаем
успеха
!
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 4 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Часть
1
Внимание
!
Для
выполнения
заданий
1
и
2
используется
один
и
тот
же
текст
.
Задание
1.
Чтение
текста
.
Вам
,
конечно
,
знаком
человек
,
изображённый
на
этой
фотографии
.
Это
Юрий
Алексеевич
Гагарин
(1934–1968) –
первый
космонавт
.
Выразительно
прочитайте
текст
о
Юрии
Алексеевиче
Гагарине
вслух
.
У
Вас
есть
2
минуты
на
подготовку
.
Кандидаты
в
первый
отряд
космонавтов
набирались
среди
военных
лётчиков
-
истребителей
по
решению
Сергея
Павловича
Королёва
,
считавшего
,
что
именно
эти
лётчики
уже
имеют
опыт
перегрузок
,
стрессовых
ситуаций
и
перепадов
давления
.
Их
было
20
молодых
лётчиков
,
которых
готовили
к
первому
полёту
в
космос
.
Юрий
Гагарин
был
одним
из
них
.
Когда
началась
подготовка
,
никто
не
мог
даже
предположить
,
кому
из
них
предстоит
открыть
дорогу
к
звёздам
.
Надёжный
,
сильный
и
доброжелательный
,
Юрий
никому
не
завидовал
,
никого
не
считал
лучше
или
хуже
себя
.
Он
легко
брал
на
себя
инициативу
,
работал
упорно
и
с
удовольствием
.
12
апреля
1961
года
в
9
часов
7
минут
по
московскому
времени
с
космодрома
Байконỳр
стартовал
космический
корабль
«
Восток
»
с
пилотом
-
космонавтом
Юрием
Алексеевичем
Гагариным
на
борту
.
Вскоре
весь
мир
увидел
кадры
кинохроники
,
ставшие
историей
:
подготовка
к
полёту
,
спокойное
и
сосредоточенное
лицо
Юрия
Гагарина
перед
шагом
в
неизвестность
,
его
знаменитое
«
Поехали
!».
Смелость
и
бесстрашие
простого
русского
парня
с
широкой
улыбкой
покорили
всё
человечество
.
Продолжительность
полёта
Гагарина
равнялась
108
минутам
.
Всего
108
минут
.
Но
не
количество
минут
определяет
вклад
в
историю
освоения
космоса
.
Юрий
Гагарин
был
первым
и
останется
им
навсегда
!
(177
слов
)
1
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 5 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Задание
2.
Пересказ
текста
.
Подробно
перескажите
прочитанный
Вами
текст
,
включив
в
пересказ
слова
С
.
П
.
Королёва
,
выдающегося
конструктора
и
учёного
,
о
Ю
.
А
.
Гагарине
:
«
Он
открыл
людям
Земли
дорогу
в
неизвестный
мир
.
Но
только
ли
это
?
Думается
,
Гагарин
сделал
нечто
большее
–
он
дал
людям
веру
в
их
собственные
силы
,
в
их
возможности
,
дал
силу
идти
увереннее
,
смелее
…»
Подумайте
,
где
лучше
использовать
слова
С
.
П
.
Королёва
в
пересказе
.
Вы
можете
использовать
любые
способы
цитирования
.
У
Вас
есть
2
минуты
на
подготовку
.
При
необходимости
Вы
можете
использовать
«
Поле
для
заметок
».
ПОЛЕ
ДЛЯ
ЗАМЕТОК
2
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 6 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Внимание
!
Задания
3
и
4
не
связаны
с
заданиями
1
и
2.
Для
выполнения
заданий
3
и
4
Вам
необходимо
выбрать
одну
из
предложенных
тем
беседы
.
Часть
2
Выберите
одну
из
предложенных
тем
беседы
.
Тема
1.
Праздник
(
на
основе
описания
фотографии
)
Тема
2.
Поход
(
экскурсия
),
который
запомнился
мне
больше
всего
(
повествование
на
основе
жизненного
опыта
)
Тема
3.
Всегда
ли
нужно
следовать
моде
? (
рассуждение
по
поставленному
вопросу
)
Задание
3.
Монологическое
высказывание
.
Используя
карточку
участника
собеседования
,
выполните
задание
.
У
Вас
есть
1
минута
на
подготовку
.
Ваше
высказывание
должно
занимать
не
более
3
минут
.
Задание
4.
Диалог
.
Во
время
беседы
Вам
будут
предложены
вопросы
по
выбранной
Вами
теме
.
Пожалуйста
,
давайте
полные
ответы
на
вопросы
,
заданные
экзаменатором
-
собеседником
.
3
4
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 7 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Карточки
участника
собеседования
Задание
3.
Тема
1.
Праздник
Опишите
фотографию
.
Не
забудьте
описать
:
•
место
и
время
проведения
праздника
;
•
событие
,
которому
,
по
Вашему
мнению
,
посвящён
праздник
;
•
присутствующих
на
празднике
;
•
общую
атмосферу
праздника
и
настроение
участников
.
У
Вас
есть
1
минута
на
подготовку
.
Ваше
высказывание
должно
занимать
не
более
3
минут
.
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 8 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Задание
3.
Тема
2.
Поход
(
экскурсия
)
Расскажите
о
том
,
как
Вы
ходили
в
поход
(
на
экскурсию
).
Не
забудьте
рассказать
:
•
куда
и
когда
Вы
ходили
в
поход
(
на
экскурсию
);
•
с
кем
Вы
ходили
в
поход
(
на
экскурсию
);
•
как
Вы
готовились
к
походу
(
экскурсии
);
•
почему
Вам
запомнился
этот
поход
(
экскурсия
).
У
Вас
есть
1
минута
на
подготовку
.
Ваше
высказывание
должно
занимать
не
более
3
минут
.
Задание
3.
Тема
3.
Мода
Всегда
ли
нужно
следовать
моде
?
Не
забудьте
дать
ответы
на
вопросы
:
•
Что
значит
следовать
моде
?
•
Для
Вас
важно
следовать
моде
и
почему
?
•
Следовать
моде
можно
только
в
одежде
?
•
Как
Вы
понимаете
выражение
«
хороший
вкус
»?
У
Вас
есть
1
минута
на
подготовку
.
Ваше
высказывание
должно
занимать
не
более
3
минут
.
Демонстрационный
вариант
итогового
собеседования
2020
г
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
. 9 /9
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
Приложения
Карточка
экзаменатора
-
собеседника
Задание
4.
Тема
1.
Праздник
Опишите
фотографию
.
1)
Какие
праздники
Вам
нравятся
больше
и
почему
(
домашние
,
школьные
,
праздники
в
кругу
друзей
)?
2)
Когда
можно
сказать
,
что
праздник
удался
?
3)
Вы
больше
любите
праздник
или
подготовку
к
нему
и
почему
?
Карточка
экзаменатора
-
собеседника
Задание
4.
Тема
3.
Мода
Всегда
ли
нужно
следовать
моде
?
1)
Что
означает
,
по
Вашему
мнению
,
слово
«
модный
»?
2)
Вы
слушаете
чужие
советы
?
Чьи
советы
для
Вас
особенно
важны
?
3)
Приведите
пример
отрицательного
влияния
моды
.
Карточка
экзаменатора
-
собеседника
Задание
4.
Тема
2.
Поход
(
экскурсия
)
Расскажите
о
том
,
как
Вы
ходили
в
поход
(
на
экскурсию
).
1)
Чем
,
по
Вашему
мнению
,
полезны
походы
(
экскурсии
)?
2)
Что
бы
Вы
порекомендовали
Вашим
сверстникам
,
которые
собираются
впервые
отправиться
в
поход
(
на
экскурсию
)?
3)
Что
,
по
Вашему
мнению
,
самое
важное
в
походе
(
на
экскурсии
)?