Допуск
к
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
основного
общего
образования
Спецификация
контрольных
измерительных
материалов
для
проведения
в
2020
году
итогового
собеседования
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
подготовлена
Федеральным
государственным
бюджетным
научным
учреждением
«
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИЗМЕРЕНИЙ
»
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
2
Спецификация
контрольных
измерительных
материалов
для
проведения
в
2020
году
итогового
собеседования
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
1.
Назначение
контрольных
измерительных
материалов
(
КИМ
)
–
определение
соответствия
результатов
освоения
обучающимися
основных
образовательных
программ
основного
общего
образования
соответствующим
требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта
.
Итоговое
собеседование
по
русскому
языку
проводится
в
соответствии
с
Федеральным
законом
«
Об
образовании
в
Российской
Федерации
»
от
29.12.2012
№
273-
ФЗ
и
Порядком
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
основного
общего
образования
,
утверждённым
приказом
Минпросвещения
России
и
Рособрнадзора
от
07.11.2018
№
189/1513.
2.
Документы
,
определяющие
содержание
КИМ
Содержание
КИМ
определяется
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
(
приказ
Минобрнауки
России
от
17.12.2010
№
1897)
с
учётом
Примерной
основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
(
одобрена
решением
Федерального
учебно
-
методического
объединения
по
общему
образованию
(
протокол
от
08.04.2015
№
1/15)).
В
КИМ
обеспечена
преемственность
проверяемого
содержания
с
Федеральным
компонентом
государственного
стандарта
основного
общего
образования
по
обществознанию
(
приказ
Минобразования
России
от
05.03.2004
№
1089
«
Об
утверждении
Федерального
компонента
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего
,
основного
общего
и
среднего
(
полного
)
общего
образования
»).
3.
Подходы
к
отбору
содержания
,
разработке
структуры
КИМ
Концептуальные
подходы
к
формированию
КИМ
для
итогового
собеседования
по
русскому
языку
определялись
спецификой
предмета
в
соответствии
с
ФГОС
.
Работа
проверяет
коммуникативную
компетенцию
обучающихся
–
умение
создавать
монологические
высказывания
на
разные
темы
,
принимать
участие
в
диалоге
,
выразительно
читать
текст
вслух
,
пересказывать
текст
с
привлечением
дополнительной
информации
.
О
степени
сформированности
языковой
компетенции
говорят
умения
и
навыки
обучающихся
,
связанные
с
соблюдением
языковых
норм
(
орфоэпических
,
лексических
,
грамматических
,
стилистических
).
Выполнение
обучающимися
совокупности
представленных
в
работе
заданий
позволяет
оценить
соответствие
уровня
их
подготовки
,
достигнутого
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
3
к
концу
обучения
в
основной
школе
,
государственным
требованиям
к
уровню
подготовки
по
русскому
языку
(
устная
речь
).
Работа
построена
с
учётом
вариативности
:
испытуемым
предоставляется
право
выбора
одной
из
трёх
предложенных
тем
монолога
и
диалога
(
беседы
).
Система
оценивания
ответов
на
отдельные
задания
и
работы
в
целом
создавалась
с
учётом
требований
теории
и
практики
педагогических
измерений
и
отечественных
традиций
преподавания
русского
языка
.
4.
Характеристика
структуры
и
содержания
КИМ
Каждый
вариант
КИМ
состоит
из
двух
частей
,
включающих
в
себя
четыре
задания
базового
уровня
сложности
.
Задание
1 –
чтение
вслух
текста
научно
-
публицистического
стиля
.
Задание
2
–
подробный
пересказ
текста
с
привлечением
дополнительной
информации
.
Задание
3 –
тематическое
монологическое
высказывание
.
Задание
4 –
участие
в
диалоге
.
Все
задания
представляют
собой
задания
с
развёрнутым
ответом
.
5.
Распределение
заданий
КИМ
по
уровням
сложности
В
таблице
1
представлено
распределение
заданий
работы
по
уровням
сложности
.
Таблица
1.
Распределение
заданий
работы
по
уровням
сложности
Задание
Уровень
слож
-
ности
заданий
Максималь
-
ный
первичный
балл
Процент
максимального
первичного
балла
за
задания
данного
уровня
сложности
от
максимального
первичного
балла
за
всю
работу
,
равного
20
баллам
Задание
1
Базовый
2
10
Задание
2
Базовый
5
25
Задание
3
Базовый
3
15
Задание
4
Базовый
2
10
Соблюдение
норм
современного
русского
литературного
языка
8
40
Итого
20
100
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
4
Задания
,
предлагаемые
на
итоговом
собеседовании
по
русскому
языку
,
различны
по
способам
предъявления
языкового
материала
(
таблица
2).
Испытуемый
читает
вслух
текст
,
подробно
пересказывает
его
,
дополняя
предложенным
высказыванием
,
участвует
в
диалоге
,
создаёт
собственное
устное
монологическое
высказывание
.
Таблица
2.
Распределение
заданий
по
видам
работы
с
языковым
материалом
Виды
работы
с
языковым
материалом
Коли
-
чество
зада
-
ний
Максималь
-
ный
первичный
балл
Процент
максимального
первичного
балла
за
выполнение
заданий
,
предусматривающих
различные
виды
работы
с
языковым
материалом
,
от
максимального
первичного
балла
за
всю
работу
,
равного
20
баллам
Чтение
текста
вслух
1 2
10
Подробный
пересказ
текста
с
привлечением
дополнительной
информации
1 5
25
Создание
устного
монологического
высказывания
1 3
15
Участие
в
диалоге
1 2
10
Соблюдение
норм
современного
русского
литературного
языка
8
40
Итого
4
20
100
6.
Продолжительность
итогового
собеседования
На
проведение
итогового
собеседования
с
одним
участником
итогового
собеседования
(
далее
–
участник
)
отводится
примерно
15-16
минут
.
7.
Дополнительные
материалы
и
оборудование
Дополнительные
материалы
и
оборудование
не
используются
.
8.
Система
оценивания
выполнения
отдельных
заданий
и
работы
в
целом
Ответ
на
задание
1 (
чтение
текста
)
работы
оценивается
по
специально
разработанным
критериям
.
Максимальное
количество
баллов
за
чтение
– 2.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
5
За
верное
выполнение
задания
2 (
пересказ
текста
с
привлечением
дополнительной
информации
)
выпускник
получает
5
баллов
.
Соблюдение
норм
современного
русского
литературного
языка
во
время
работы
с
текстом
оценивается
отдельно
.
Максимальное
количество
баллов
,
которое
может
получить
участник
за
речевое
оформление
ответа
на
задания
1
и
2, – 4
балла
.
Максимальное
количество
баллов
за
работу
с
текстом
(
задания
1
и
2) – 11.
Оценка
ответа
на
задание
3
работы
осуществляется
по
специально
разработанным
критериям
.
Максимальное
количество
баллов
за
монологическое
высказывание
– 3.
Максимальное
количество
баллов
,
которое
может
набрать
участник
за
выполнение
задания
4, – 2.
Соблюдение
норм
современного
русского
литературного
языка
при
ответе
оценивается
отдельно
.
Максимальное
количество
баллов
,
которое
может
получить
участник
за
речевое
оформление
ответа
на
задания
3
и
4, – 4
балла
.
Максимальное
количество
первичных
баллов
за
выполнение
всех
заданий
итогового
собеседования
, – 20.
Участник
собеседования
получает
зачёт
в
случае
,
если
за
выполнение
работы
он
набрал
10
или
более
баллов
.
9.
Условия
проведения
итогового
собеседования
Экзаменатором
-
собеседником
при
проведении
итогового
собеседования
должен
быть
учитель
по
любому
предмету
,
не
преподающий
в
этом
классе
.
Использование
единой
инструкции
по
проведению
процедуры
итогового
собеседования
позволяет
обеспечить
соблюдение
единых
условий
для
всех
участников
итогового
собеседования
.
Далее
приводится
рекомендуемый
порядок
проведения
итогового
собеседования
.
Таблица
3.
Рекомендуемый
порядок
проведения
процедуры
итогового
собеседования
№
Действия
экзаменатора
-
собеседника
Действия
обучающихся
Время
1
Приветствие
участника
собеседования
.
Знакомство
.
Короткий
рассказ
о
содержании
итогового
собеседования
1
мин
.
Выполнение
заданий
итогового
собеседования
Приблизительное
время
15-16
мин
.
ЧТЕНИЕ
ТЕКСТА
2
Предложить
участнику
собеседования
ознакомиться
с
текстом
для
чтения
вслух
.
Обратить
внимание
на
то
,
что
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
6
№
Действия
экзаменатора
-
собеседника
Действия
обучающихся
Время
участник
собеседования
будет
работать
с
этим
текстом
,
выполняя
задания
1
и
2
3
За
несколько
секунд
напомнить
о
готовности
к
чтению
Подготовка
к
чтению
вслух
.
Чтение
текста
про
себя
до
2-
х
мин
.
4
Слушание
текста
.
Эмоциональная
реакция
на
чтение
участника
собеседования
Чтение
текста
вслух
до
2-
х
мин
.
5
Переключение
участника
собеседования
на
другой
вид
работы
.
Подготовка
к
пересказу
с
привлечением
дополнительной
информации
до
2-
х
мин
.
6
Забрать
у
участника
собеседования
исходный
текст
.
Слушание
пересказа
.
Эмоциональная
реакция
на
пересказ
участника
собеседования
.
Пересказ
текста
с
привлечением
дополнительной
информации
до
3-
х
мин
.
7
Забрать
у
участника
собеседования
материалы
,
необходимые
для
выполнения
задания
1
и
2.
Объяснить
,
что
задания
3
и
4
связаны
тематически
и
не
имеют
отношения
к
тексту
,
с
которым
работал
участник
собеседования
при
выполнении
заданий
1
и
2.
Предложить
участнику
собеседования
выбрать
вариант
темы
беседы
и
выдать
ему
соответствующую
карточку
.
МОНОЛОГ
8
Предложить
участнику
собеседования
ознакомиться
с
темой
монолога
.
Предупредить
,
что
на
подготовку
отводится
1
минута
,
а
высказывание
не
должно
занимать
более
3
минут
Подготовка
к
ответу
1
мин
.
9
Слушать
устный
ответ
.
Эмоциональная
реакция
на
ответ
Ответ
по
теме
выбранного
варианта
до
3-
х
мин
.
ДИАЛОГ
10
Задать
вопросы
для
диалога
.
Экзаменатор
-
собеседник
может
Вступает
в
диалог
до
3-
х
мин
.
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
7
№
Действия
экзаменатора
-
собеседника
Действия
обучающихся
Время
задать
вопросы
,
отличающиеся
от
предложенных
в
КИМ
итогового
собеседования
11
Эмоционально
поддержать
участника
собеседования
РУССКИЙ
ЯЗЫК
, 9
класс
.
Итоговое
собеседование
© 2020
Федеральная
служба
по
надзору
в
сфере
образования
и
науки
8
Приложение
Обобщённый
план
варианта
КИМ
для
проведения
в
2020
году
итогового
собеседования
по
РУССКОМУ
ЯЗЫКУ
Уровень
сложности
заданий
:
Б
–
базовый
.
№
Проверяемые
элементы
содержания
Коды
прове
-
ряемых
элемен
-
тов
со
-
держания
Коды
проверя
-
емых
умений
Уро
-
вень
слож
-
ности
зада
-
ния
Макси
-
маль
-
ный
балл
за
выпол
-
нение
задания
1
Чтение
текста
вслух
11
8.1
8.3
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
Б
2
2
Подробный
пересказ
текста
с
привлечением
дополнительной
информации
11 2.1
2.4
3.1
3.5
3.6
Б
5
3
Создание
устного
монологического
высказывания
2.1–2.4
8.1–8.3
8.6
9.1–9.4
1.2
1.3
3.2–3.7
Б
3
4
Участие
в
диалоге
2.1–2.4
8.1–8.3
8.6
9.1–9.4
1.2
1.3
3.2–3.7
3.9
3.10
Б
2
Соблюдение
норм
современного
русского
литературного
языка
3.7
3.9
8
Всего
заданий
–
4
;
из
них
с
развёрнутым
ответом
–
4
;
по
уровню
сложности
:
Б
–
4
.
Максимальный
первичный
балл
–
20
.
Общее
время
ответа
участника
собеседования
–
примерно
15-16
минут
.