background image

 

Допуск

 

к

 

государственной

 

итоговой

 

аттестации

 

по

 

образовательным

 

программам

 

основного

 

общего

 

образования

 

 

 
 
 

Спецификация

 

контрольных

 

измерительных

 

материалов

 

для

 

проведения

 

в

 2020 

году

 

итогового

 

собеседования

  

по

 

РУССКОМУ

 

ЯЗЫКУ

 

 
 
 
 
 

подготовлена

 

Федеральным

 

государственным

 

бюджетным

  

научным

 

учреждением

  

«

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

 

ИНСТИТУТ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

 

ИЗМЕРЕНИЙ

» 

 
 

 

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

2

Спецификация

 

контрольных

 

измерительных

 

материалов

 

 

для

 

проведения

 

в

 2020 

году

 

итогового

 

собеседования

 

по

 

РУССКОМУ

 

ЯЗЫКУ

 

 

 

1. 

Назначение

 

контрольных

 

измерительных

 

материалов

  (

КИМ

– 

определение

 

соответствия

 

результатов

 

освоения

 

обучающимися

 

основных

 

образовательных

 

программ

 

основного

 

общего

 

образования

 

соответствующим

 

требованиям

 

федерального

 

государственного

 

образовательного

 

стандарта

.  

Итоговое

 

собеседование

 

по

 

русскому

 

языку

 

проводится

 

в

 

соответствии

 

с

 

Федеральным

 

законом

  «

Об

 

образовании

 

в

 

Российской

 

Федерации

» 

от

 

29.12.2012 

 273-

ФЗ

 

и

 

Порядком

 

проведения

 

государственной

 

итоговой

 

аттестации

 

по

 

образовательным

 

программам

 

основного

 

общего

 

образования

утверждённым

 

приказом

 

Минпросвещения

 

России

 

и

 

Рособрнадзора

 

от

 

07.11.2018 

 189/1513. 

 

2. 

Документы

определяющие

 

содержание

 

КИМ

 

Содержание

 

КИМ

 

определяется

 

на

 

основе

 

Федерального

 

государственного

 

образовательного

 

стандарта

 

основного

 

общего

 

образования

 

(

приказ

 

Минобрнауки

 

России

 

от

 17.12.2010 

 1897) 

с

 

учётом

 

Примерной

 

основной

 

образовательной

 

программы

 

основного

 

общего

 

образования

 

(

одобрена

 

решением

 

Федерального

 

учебно

-

методического

 

объединения

 

по

 

общему

 

образованию

 (

протокол

 

от

 08.04.2015 

 1/15)). 

В

 

КИМ

 

обеспечена

 

преемственность

 

проверяемого

 

содержания

 

с

 

Федеральным

 

компонентом

 

государственного

 

стандарта

 

основного

 

общего

 

образования

 

по

 

обществознанию

  (

приказ

 

Минобразования

 

России

 

от

 

05.03.2004 

 1089 

«

Об

 

утверждении

 

Федерального

 

компонента

 

государственных

 

образовательных

 

стандартов

 

начального

 

общего

основного

 

общего

 

и

 

среднего

 (

полного

общего

 

образования

»). 

 

3.

 

Подходы

 

к

 

отбору

 

содержания

разработке

 

структуры

 

КИМ

 

Концептуальные

 

подходы

 

к

 

формированию

 

КИМ

 

для

 

итогового

 

собеседования

 

по

 

русскому

 

языку

 

определялись

 

спецификой

 

предмета

 

в

 

соответствии

 

с

 

ФГОС

Работа

 

проверяет

 

коммуникативную

 

компетенцию

 

обучающихся

 – 

умение

 

создавать

 

монологические

 

высказывания

 

на

 

разные

 

темы

принимать

 

участие

 

в

 

диалоге

выразительно

 

читать

 

текст

 

вслух

пересказывать

 

текст

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

О

 

степени

 

сформированности

 

языковой

 

компетенции

 

говорят

 

умения

 

и

 

навыки

 

обучающихся

связанные

 

с

 

соблюдением

 

языковых

 

норм

 (

орфоэпических

лексических

грамматических

стилистических

).  

Выполнение

 

обучающимися

 

совокупности

 

представленных

 

в

 

работе

 

заданий

 

позволяет

 

оценить

 

соответствие

 

уровня

 

их

 

подготовки

достигнутого

 


background image

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

3

к

 

концу

 

обучения

 

в

 

основной

 

школе

государственным

 

требованиям

 

к

 

уровню

 

подготовки

 

по

 

русскому

 

языку

 (

устная

 

речь

).  

Работа

 

построена

 

с

 

учётом

 

вариативности

испытуемым

 

предоставляется

 

право

 

выбора

 

одной

 

из

 

трёх

 

предложенных

 

тем

 

монолога

 

и

 

диалога

 (

беседы

).  

Система

 

оценивания

 

ответов

 

на

 

отдельные

 

задания

 

и

 

работы

 

в

 

целом

 

создавалась

 

с

 

учётом

 

требований

 

теории

 

и

 

практики

 

педагогических

 

измерений

 

и

 

отечественных

 

традиций

 

преподавания

 

русского

 

языка

 

4. 

Характеристика

 

структуры

 

и

 

содержания

 

КИМ

 

Каждый

 

вариант

 

КИМ

 

состоит

 

из

 

двух

 

частей

включающих

 

в

 

себя

 

четыре

 

задания

 

базового

 

уровня

 

сложности

Задание

 1 – 

чтение

 

вслух

 

текста

 

научно

-

публицистического

 

стиля

Задание

 2 

– 

подробный

 

пересказ

 

текста

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

.  

Задание

 3 – 

тематическое

 

монологическое

 

высказывание

Задание

 4 – 

участие

 

в

 

диалоге

Все

 

задания

 

представляют

 

собой

 

задания

 

с

 

развёрнутым

 

ответом

.  

 
5. 

Распределение

 

заданий

 

КИМ

 

по

 

уровням

 

сложности

 

В

 

таблице

 1 

представлено

 

распределение

 

заданий

 

работы

 

по

 

уровням

 

сложности

 

Таблица

 1. 

Распределение

 

заданий

 

работы

 

по

 

уровням

 

сложности

 

 

Задание

 

Уровень

 

слож

-

ности

 

заданий

 

Максималь

-

ный

 

первичный

 

балл

 

Процент

 

максимального

 

первичного

 

балла

 

за

 

задания

 

данного

 

уровня

 

сложности

 

от

 

максимального

 

первичного

 

балла

 

за

 

всю

 

работу

равного

 20 

баллам

 

Задание

 1 

Базовый

 2 

10 

Задание

 2 

Базовый

 5 

25 

Задание

 3 

Базовый

 3 

15 

Задание

 4 

Базовый

 2 

10 

Соблюдение

 

норм

 

современного

 

русского

 

литературного

 

языка

  

 8 

40 

Итого

 20 

100 

 

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

4

Задания

предлагаемые

 

на

 

итоговом

 

собеседовании

 

по

 

русскому

 

языку

различны

 

по

 

способам

 

предъявления

 

языкового

 

материала

  (

таблица

 2). 

Испытуемый

 

читает

 

вслух

 

текст

подробно

 

пересказывает

 

его

дополняя

 

предложенным

 

высказыванием

участвует

 

в

 

диалоге

создаёт

 

собственное

 

устное

 

монологическое

 

высказывание

 

 

Таблица

 2. 

Распределение

 

заданий

 

по

 

видам

 

работы

 

с

 

языковым

 

материалом

 

 

Виды

 

работы

 

с

 

языковым

 

материалом

  

Коли

-

чество

 

зада

-

ний

  

Максималь

-

ный

 

первичный

 

балл

  

Процент

 

максимального

 

первичного

 

балла

 

за

 

выполнение

 

заданий

предусматривающих

 

различные

 

виды

 

работы

  

с

 

языковым

 

материалом

от

 

максимального

 

первичного

 

балла

 

за

 

всю

 

работу

равного

 20 

баллам

 

Чтение

 

текста

 

вслух

 

1 2 

10 

Подробный

 

пересказ

 

текста

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

 

1 5 

25 

Создание

 

устного

 

монологического

 

высказывания

  

1 3 

15 

Участие

 

в

 

диалоге

  

1 2 

10 

Соблюдение

 

норм

 

современного

 

русского

 

литературного

 

языка

 

 8 

40 

Итого

 4 

20 

100 

 
6. 

Продолжительность

 

итогового

 

собеседования

  

На

 

проведение

 

итогового

 

собеседования

 

с

 

одним

 

участником

 

итогового

 

собеседования

 (

далее

 – 

участник

отводится

 

примерно

 15-16 

минут

 
7. 

Дополнительные

 

материалы

 

и

 

оборудование

 

 

Дополнительные

 

материалы

 

и

 

оборудование

 

не

 

используются

.  

 

8. 

Система

 

оценивания

 

выполнения

 

отдельных

 

заданий

 

и

 

работы

 

в

 

целом

 

Ответ

 

на

 

задание

 1 (

чтение

 

текста

работы

 

оценивается

 

по

 

специально

 

разработанным

 

критериям

Максимальное

 

количество

 

баллов

 

за

 

чтение

 – 2. 


background image

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

5

За

 

верное

 

выполнение

 

задания

 2 (

пересказ

 

текста

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

выпускник

 

получает

 5 

баллов

.  

Соблюдение

 

норм

 

современного

 

русского

 

литературного

 

языка

 

во

 

время

 

работы

 

с

 

текстом

 

оценивается

 

отдельно

Максимальное

 

количество

 

баллов

которое

 

может

 

получить

 

участник

 

за

 

речевое

 

оформление

 

ответа

 

на

 

задания

 1 

и

 2, – 4 

балла

.  

 

Максимальное

 

количество

 

баллов

 

за

 

работу

 

с

 

текстом

  (

задания

 1  

и

 2) – 11. 

Оценка

 

ответа

 

на

 

задание

 3 

работы

 

осуществляется

 

по

 

специально

 

разработанным

 

критериям

Максимальное

 

количество

 

баллов

 

за

 

монологическое

 

высказывание

 – 3. 

Максимальное

 

количество

 

баллов

которое

 

может

 

набрать

 

участник

 

за

 

выполнение

 

задания

 4, – 2.  

Соблюдение

 

норм

 

современного

 

русского

 

литературного

 

языка

 

при

 

ответе

 

оценивается

 

отдельно

Максимальное

 

количество

 

баллов

которое

 

может

 

получить

 

участник

 

за

 

речевое

 

оформление

 

ответа

 

на

 

задания

 3 

и

 4, – 4 

балла

.  

Максимальное

 

количество

 

первичных

 

баллов

 

за

 

выполнение

 

всех

 

заданий

 

итогового

 

собеседования

, – 20. 

Участник

 

собеседования

 

получает

 

зачёт

 

в

 

случае

если

 

за

 

выполнение

 

работы

 

он

 

набрал

 10 

или

 

более

 

баллов

 
9. 

Условия

 

проведения

 

итогового

 

собеседования

   

Экзаменатором

-

собеседником

 

при

 

проведении

 

итогового

 

собеседования

 

должен

 

быть

 

учитель

 

по

 

любому

 

предмету

не

 

преподающий

 

в

 

этом

 

классе

Использование

 

единой

 

инструкции

 

по

 

проведению

 

процедуры

 

итогового

 

собеседования

 

позволяет

 

обеспечить

 

соблюдение

 

единых

 

условий

 

для

 

всех

 

участников

 

итогового

 

собеседования

.  

Далее

 

приводится

 

рекомендуемый

 

порядок

 

проведения

 

итогового

 

собеседования

.  

Таблица

 3. 

Рекомендуемый

 

порядок

 

проведения

 

процедуры

 

итогового

 

собеседования

 

  

Действия

 

экзаменатора

-

собеседника

 

Действия

 

обучающихся

 

Время

 

Приветствие

 

участника

 

собеседования

Знакомство

Короткий

 

рассказ

 

о

 

содержании

 

итогового

 

собеседования

  

 

мин

Выполнение

 

заданий

 

итогового

 

собеседования

 

 

Приблизительное

 

время

 15-16 

мин

 

ЧТЕНИЕ

 

ТЕКСТА

 

Предложить

 

участнику

 

собеседования

 

ознакомиться

 

с

 

текстом

 

для

 

чтения

 

вслух

.  

Обратить

 

внимание

 

на

 

то

что

 

 

 

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

6

  

Действия

 

экзаменатора

-

собеседника

 

Действия

 

обучающихся

 

Время

 

участник

 

собеседования

 

будет

 

работать

 

с

 

этим

 

текстом

выполняя

 

задания

 1 

и

 2

 

За

 

несколько

 

секунд

 

напомнить

 

о

 

готовности

 

к

 

чтению

  

Подготовка

 

к

 

чтению

 

вслух

Чтение

 

текста

 

про

 

себя

 

до

 2-

х

 

мин

Слушание

 

текста

Эмоциональная

 

реакция

 

на

 

чтение

 

участника

 

собеседования

  

Чтение

 

текста

 

вслух

 

до

 2-

х

 

мин

Переключение

 

участника

 

собеседования

 

на

 

другой

 

вид

 

работы

Подготовка

 

к

 

пересказу

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

 

до

 2-

х

 

мин

Забрать

 

у

 

участника

 

собеседования

 

исходный

 

текст

.  

Слушание

 

пересказа

Эмоциональная

 

реакция

 

на

 

пересказ

 

участника

 

собеседования

Пересказ

 

текста

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

 

до

 3-

х

 

мин

Забрать

 

у

 

участника

 

собеседования

 

материалы

необходимые

 

для

 

выполнения

 

задания

 1 

и

 2. 

Объяснить

что

 

задания

 3 

и

 4 

связаны

 

тематически

 

и

 

не

 

имеют

 

отношения

 

к

 

тексту

с

 

которым

 

работал

 

участник

 

собеседования

 

при

 

выполнении

 

заданий

 1 

и

 2. 

Предложить

 

участнику

 

собеседования

 

выбрать

 

вариант

 

темы

 

беседы

 

и

 

выдать

 

ему

 

соответствующую

 

карточку

.  

 

 

 

МОНОЛОГ

  

Предложить

 

участнику

 

собеседования

 

ознакомиться

 

с

 

темой

 

монолога

.  

Предупредить

что

 

на

 

подготовку

 

отводится

  

минута

а

 

высказывание

 

не

 

должно

 

занимать

 

более

 

минут

 

 

  

 

 

Подготовка

 

к

 

ответу

 1 

мин

Слушать

 

устный

 

ответ

.  

Эмоциональная

 

реакция

 

на

 

ответ

 

Ответ

 

по

 

теме

 

выбранного

 

варианта

 

 

до

 3-

х

 

мин

ДИАЛОГ

 

10 

Задать

 

вопросы

 

для

 

диалога

Экзаменатор

-

собеседник

 

может

 

Вступает

 

в

 

диалог

 

до

 3-

х

 

мин


background image

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

7

  

Действия

 

экзаменатора

-

собеседника

 

Действия

 

обучающихся

 

Время

 

задать

 

вопросы

отличающиеся

 

от

 

предложенных

 

в

 

КИМ

 

итогового

 

собеседования

 

11 

Эмоционально

 

поддержать

 

участника

 

собеседования

 

 

 

 

 

РУССКИЙ

 

ЯЗЫК

, 9 

класс

Итоговое

 

собеседование

 

 

 

© 2020 

Федеральная

 

служба

 

по

 

надзору

 

в

 

сфере

 

образования

 

и

 

науки

 

8

Приложение

 

Обобщённый

 

план

 

варианта

 

КИМ

 

для

 

проведения

 

в

 2020 

году

  

итогового

 

собеседования

 

по

 

РУССКОМУ

 

ЯЗЫКУ

 

 

Уровень

 

сложности

 

заданий

Б

 – 

базовый

 

 

Проверяемые

 

элементы

 

содержания

 

Коды

 

прове

-

ряемых

 

элемен

-

тов

 

со

-

держания

Коды

 

проверя

-

емых

 

умений

 

Уро

-

вень

 

слож

-

ности

 

зада

-

ния

 

Макси

-

маль

-

ный

 

балл

 

за

 

выпол

-

нение

 

задания

1

 

Чтение

 

текста

 

вслух

 11 

8.1 
8.3 

 

 

1.2 
1.3 
2.1 
2.2 
2.3 

Б

 2 

2

 

Подробный

 

пересказ

 

текста

 

с

 

привлечением

 

дополнительной

 

информации

 

11 2.1 

2.4 
3.1 
3.5 
3.6 

Б

 5 

3

 

Создание

 

устного

 

монологического

 

высказывания

  

2.1–2.4 
8.1–8.3 

8.6 

9.1–9.4 

1.2 
1.3 

3.2–3.7 

 

Б

 3 

4

 

Участие

 

в

 

диалоге

 2.1–2.4 

8.1–8.3 

8.6 

9.1–9.4 

1.2 
1.3 

3.2–3.7 

3.9 

3.10 

Б

 2 

 

Соблюдение

 

норм

 

современного

 

русского

 

литературного

 

языка

 

 3.7 

3.9 

 8 

Всего

 

заданий

 – 

4

из

 

них

  

с

 

развёрнутым

 

ответом

 – 

4

по

 

уровню

 

сложности

Б

 – 

4

Максимальный

 

первичный

 

балл

 – 

20

.

 

Общее

 

время

 

ответа

 

участника

 

собеседования

 – 

примерно

 

15-16 

минут