Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, д. 100а
Телефон: +7 (34355) 6-45-32

 

Главная / Деятельность / Функциональная грамотность

Функциональная грамотность


Нard skills и soft skills. Чаще мы используем  эти понятия применительно к профессиональному образованию.  Действительно, лечить зубы, разрабатывать чертежи крыла самолета, водить автомобиль, использовать компьютерные программы – это все жесткие навыки. Умения договариваться, работать в команде, понимать чувства людей, критически мыслить, владеть своим временем… Все эти качества и называются «мягкими». Причем это все это комплексные высокоуровневые навыки. Они нуждаются в фундаменте — и это нечто более сложное, чем умение бегло читать или отвечать на вопросы по тексту. Этот фундамент, на котором строятся все остальные навыки, стали называть функциональной грамотностью. Это своеобразный мост между навыками первоклассника и навыками будущего.

 

Что такое функциональная грамотность?

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Такое определение созвучно тому, что используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

 

Какие составляющие входят в функциональную грамотность?

 

В качестве основных составляющих  функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В последнее время появляются новые виды: финансовая, налоговая, цифровая, гражданская…

 

Каковы отличительные признаки функциональной грамотности?

 

  • направленность на решение социальных и бытовых проблем;
  • ситуативная характеристика личности, обнаруживающая себя в конкретных социальных обстоятельствах;
  • связь с решением стандартных, стереотипных задач;
  • используется в качестве оценки как взрослого, так и детского населения.

 

Что способствует формированию функциональной грамотности?

 

Для формирования функциональной грамотности необходимо развивать у ребенка информационные, коммуникативные компетенции и грамотность социального взаимодействия. Формирование функциональной грамотности учащихся в современной школе должно решаться на каждом уроке, по каждому учебному предмету в решении различных ситуативных задач. Процесс ее формирования не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая каждой учебной дисциплины.

 

 

 

 

На сайте уоирбит.рф мы не собираем и не храним никакую информацию без вашего согласия.
Cookie используются для сбора статистики и информации технического характера и хранятся на вашем устройстве. Принимаю
Наверх страницы
Обращения граждан