background image

Приложение – 07 

Приложение 

Информация о размещении методических рекомендаций  

по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения  

обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья,  

разработанных в 2022 году в рамках исполнения подведомственными организациями  

Минпросвещения России государственного задания 

 

№ 

п/

п 

Название рекомендаций 

Разработчик 

Целевая аудитория 

Ссылка на размещенный 

документ/ реквизиты письма 

1.

 

 

Социальная диада детства: родителям о детях 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://disk.yandex.ru/i/zVIgBfdT0

XTclg 

2.

 

 

Психологические  приемы  активизации  внимания  и 
познавательного  интереса  у  обучающихся  с  ОВЗ  (с 
интеллектуальными  нарушениями)  в  процессе 
дистанционного обучения 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://disk.yandex.ru/i/cZgRS7-

IB1h8sw 

3.

 

 

Психологическая 

безопасность 

школьников, 

подростков и юношей с РАС в интернете 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://disk.yandex.ru/i/8VL0owqA-

VZI4w 

4.

 

 

Маршрутизатор 

комплексного 

психолого-

педагогического  сопровождения  обучающихся  с 
ограниченными возможностями здоровья 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Marshrutiz

ator-kompleksnogo-PPS.pdf 

5.

 

 

Организация  обучения  и  воспитания  детей  раннего 
возраста в семьях глухих родителей 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Organizaci

ya-obucheniya-i-vospitaniya-detej-

rannego-vozrasta-v-semyah-gluhih-

roditelej_metodicheskoe-posobie-

dlya-roditelej.pdf 

6.

 

 

Формирование  коммуникативной  готовности  к 
школьному обучению детей с НОДА 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Formirova
nie-kommunikativnoj-gotovnosti-k-

shkolnomu-obucheniju-detej-s-


background image

Приложение – 07 

NODA_metodicheskoe-posobie-

dlya-roditelej.pdf 

7.

 

 

Как  построить  взаимодействие  со  своим  ребенком 
рекомендации  психолога  родителям  подростков  с 
ЗПР 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Kak-

postroit-vzaimodejstvie-so-svoim-

rebenkom_rekomendacii-psihologa-

roditelyam-podrostkov-s-

ZPR_metodicheskoe-posobie-dlya-

roditelej.pdf 

8.

 

 

Играя, развиваем советы родителям детей с ТМНР 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Igraya-

razvivaem_sovety-roditelyam-detej-

s-TMNR_metodicheskoe-posobie-

dlya-roditelej.pdf 

9.

 

 

Организация  семейного  воспитания  и  обучения 
дошкольников с интеллектуальными нарушениями 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Organizaci

ya-semejnogo-vospitaniya-i-
obucheniya-doshkolnikov-s-

intellektualnymi-

narusheniyami_metodicheskoe-

posobie-dlya-roditelej.pdf 

10.

 

 

Коммуникативные  возможности  детей  с  тяжелыми 
двигательными и интеллектуальными нарушениями: 
диагностика и коррекция 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Kommunik

ativnye_vozmozhnosti_detej_s_tyaz

helymi_dvigatelnymi_i_intellektual

nymi.pdf 

11.

 

 

Организация  семейного  воспитания  и  обучения 
детей дошкольного возраста  с нарушенным слухом: 
методическое пособие для родителей 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для родителей 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Organizaci

ya-semejnogo-vospitaniya-i-

obucheniya-detej-doshkolnogo-

vozrasta-v-narushennym-

sluhom_metodicheskoe-posobie-

dlya-roditelej.pdf 

12.

 

 

Методы и приемы формирования речемыслительной 

ФГБНУ «Институт 

Для педагогических 

https://ikp-rao.ru/wp-


background image

Приложение – 07 

деятельности детей с нарушениями речи 

коррекционной 

педагогики» 

работников 

content/uploads/2023/02/Metody-i-

priemy-formirovaniya-

rechemyslitelnoj-deyatelnosti-detej-

s-narusheniyami-

rechi_metodicheskoe-posobie-dlya-

specialistov.pdf 

13.

 

 

Реализация 

коррекционного 

курса 

Сенсорное 

развитие  в  1-4  классах  для  обучающихся  с 
умеренной,  тяжелой  и  глубокой  умственной 
отсталостью, ТМНР 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Realizaciy
a-korrekcionnogo-kursa-Sensornoe-

razvitie-v-1-4-klassah-dlya-

obuchajushhihsya-s-umerennoj-

tyazheloj-i-glubokoj-umstvennoj-

otstalostjuTMNR_metodicheskoe-

posobie-dlya-specialistov.pdf 

14.

 

 

Реализация коррекционных курсов для обучающихся 
с ЗПР на уровне НОО 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Realizaciy

a-korrekcionnyh-kursov-dlya-

obuchajushhihsya-s-ZPR-na-urovne-

NOO_metodicheskoe-posobie-dlya-

specialistov.pdf 

15.

 

 

Использование  вербальных  и  невербальных  средств 
коммуникации  в  обучении  детей  с  нарушениями 
слуха 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://disk.yandex.ru/i/O2b1d02VlJ

Qagw 

16.

 

 

Основы 

психолого-педагогического 

консультирования  родителей  ребенка  с  ОВЗ  в 
период лечения в стационаре 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Osnovy-

psihologo-pedagogicheskogo-

konsultirovaniya-roditelej-rebenka-

s-OVZ-v-period-lecheniya-v-

stacionare_metodicheskoe-posobie-

dlya-specialistov.pdf 

17.

 

 

Методика  развития  зрительного  восприятия  детей  с 
нарушениями зрения различных возрастных групп 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/02/Metodika-

razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-

detej-s-narusheniyami-zreniya-


background image

Приложение – 07 

razlichnyh-vozrastnyh-

grupp_metodicheskoe-posobie-dlya-

specialistov.pdf 

18.

 

 

Методика 

развития 

пространственного 

ориентирования 

и 

мобильности 

детей 

с 

нарушениями зрения 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/04/Metodika_
razvitiya_prostranstvennogo_orienti

rovaniya_i_mobilnosti.pdf 

19.

 

 

Методические  рекомендации  по  созданию  в 
образовательной  организации  здоровьесберегающих 
условий, способствующих психическому развитию и 
укреплению  здоровья  детей  с  ОВЗ  и  детей-
инвалидов 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/03/Metodiche

skie_rekomendacii_po_sozdaniju_v

_OO_zdorovesberegajushhih_uslovi

j.pdf 

20.

 

 

Методические 

рекомендации 

для 

педагогов, 

осуществляющих  обучение  детей  с  ОВЗ  с 
применением компьютерных инструментов 
 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://disk.yandex.ru/i/9pA4R7VEc

e7U1Q 

21.

 

 

Ресурсы семей, воспитывающих детей с различными 
ограничениями в состоянии здоровья 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников. 

Для руководителей и 

специалистов ППМС-

центров 

https://disk.yandex.ru/i/zljxsdXIdX

Dgrg 

22.

 

 

Реализация  принципов  ранней  помощи  в  условиях 
дистанционного  консультирования  семьи  ребенка 
раннего возраста с ОВЗ 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников 

https://ikp-rao.ru/wp-

content/uploads/2023/05/Realizaciy

a_principov_rannej_pomoshhi.pdf 

23.

 

 

Опыт использование подхода DIRFloortime в ранней 
коррекционной помощи 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для педагогических 

работников. 

Для руководителей и 

специалистов ППМС-

центров 

https://disk.yandex.ru/i/13Ro2OCbH

xEwqg 

24.

 

 

Примерные модульные программы дополнительного 
профессионального  образования  для  специалистов 
системы  ранней  помощи,  педагогов  общего  и 
профессионального  образования,  работающих  в 
инклюзивных образовательных организациях 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для специалистов 

региональных 

институтов развития 

образования 

https://ikp-rao.ru/metodicheskie-

rekomendacii/ (раздел 2022 – НИР 

«Реконструкция системы 

дополнительного 

профессионального образования 


background image

Приложение – 07 

на основе развивающихся 

научных представлений в сфере 

коррекционной педагогики и 

специальной психологии») 

25.

 

 

Примерная методика и инструментарий определения 
нормативных  затрат  на  оказание  государственных 
(муниципальных) 

услуг 

по 

реализации 

адаптированных 

основных 

образовательных 

программ 

ФГБНУ «Институт 

коррекционной 

педагогики» 

Для местных и 

региональных органов 

управления 

образованием 

А.В. Бугаев, письмо от 31 января 

2023 г. № АБ-356/07 

26.

 

 

Создание  инклюзивной  образовательной  среды  в 
образовательных 

организациях: 

методические 

рекомендации  для  руководящих  и  педагогических 
работников общеобразовательных организаций  

ФГБОУ ВО 

«Московский 

государственный 

психолого-

педагогический 

университет» 

Для руководящих и 

педагогических 

работников 

общеобразовательных 

организаций 

https://psyjournals.ru/nonserialpubli

cations/ieeceo2022/contents 

27.

 

 

Создание  инклюзивной  среды  в  образовательных 
организациях 

среднего 

профессионального 

образования: методические рекомендации  

ФГБОУ ВО 

«Московский 

государственный 

психолого-

педагогический 

университет» 

Для руководящих и 

педагогических 

работников 

профессиональных 

образовательных 

организациях 

https://psyjournals.ru/nonserialpubli

cations/ieceompe2022/contents 

28.

 

 

Профессиональная 

подготовка 

тьюторов, 

сопровождающих  обучающихся  с  ограниченными 
возможностями здоровья в условиях инклюзивного 
образования:  методические  рекомендации  для 
педагогических  ВУЗов  и  институтов  развития 
образования  

ФГБОУ ВО 

«Московский 

государственный 

психолого-

педагогический 

университет» 

Для педагогических 

ВУЗов и институтов 

развития образования 

https://psyjournals.ru/nonserialpubli

cations/ptt2022 

29.

 

 

Методические  рекомендации  по  реализации  новых 
образовательных 

программ 

по 

направлению 

«Специальное (дефектологическое) образование» 

ФГБОУ ВО 

«Московский 

педагогический 

государственный 

университет» 

Для разработчиков 

образовательных 

программ, 

преподавателей ВУЗов, 

магистрантов и 

аспирантов 

http://mpgu.su/novosti/metodicheski

e-obrazovatelnyh-

defektologicheskoe/  

30.

 

 

Методические  рекомендации  по  созданию  и 

ФГБОУ ВО 

Для руководящих и 

http://mpgu.su/wp-


background image

Приложение – 07 

реализации 

воспитательной 

системы 

в 

образовательных 

организациях,

 

реализующих 

адаптированные  основные  общеобразовательные 
программы

 

«Московский 

педагогический 

государственный 

университет» 

педагогических 

работников 

образовательных 

организаций. 

Для специалистов 

лагерей. 

Для родителей.

 

content/uploads/2023/06/МЕТОДИ

ЧЕСКИЕ-РЕКОМЕНДАЦИИ.pdf  

31.

 

 

Маршрутизатор 

образования 

и 

психолого-

педагогического  сопровождения  обучающихся  с 
РАС 

ФРЦ РАС ФГБОУ ВО 

«Московский 

государственный 

психолого-

педагогический 

университет» 

Для родителей. 

Для педагогических 

работников 

https://autism-

frc.ru/education/infografika/1485