Продвижение чтения как направление деятельности ГМО учителей русского языка и литературы города Ирбита
15 ноября 2023
Замысел, содержание, актуальность:
Продвижение чтения - одно из приоритетных направлений деятельности ГМО учителей русского языка и литературы города Ирбита (далее - ГМО). «Можно тысячу раз требовать: «Читай! Читай внимательно!» - и не получить ни того, ни другого. Нужно создать условия, при которых не читать или тем более читать невнимательно невозможно, то есть так поставить вопрос, чтобы поиски ответа на него требовали напряжения мысли, вдумчивого отношения к прочтению текста», - говорил Е.Н. Ильин. Для реализации условий продвижения чтения сформирована творческая группа, состоящая из учителей ГМО. Новизна опыта заключается в создании целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования творческой читательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Цель: развитие читательской компетентности и информационной культуры школьников посредством повышения престижа чтения среди учащихся и создания позитивного образа читающего человека.
Задачи:
- эффективно использовать разработанные и разработать новые форматы, опирающиеся на читательский опыт школьников, позволяющие сделать этот опыт востребованным, продемонстрировать привлекательность такого опыта;
- расширить образовательную среду за счет создания условий интенсификации процессов чтения, востребованности читательского опыта школьников;
- развивать социальную активность за счет интеграции в общероссийские, региональные проекты, связанные с популяризацией книги и чтения;
- повысить мотивацию обучающихся к чтению (читательскую активность) за счет предоставления широкого и разнообразного поля возможностей знакомства с книгой и с другими источниками информации.
Возрастные особенности: 5-11 класс.
Ожидаемые результаты:
- создание целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования творческой читательской деятельности во внеурочное время; - популяризации чтения;
- изменение отношения к чтению;
- развитие мотивации к чтению;
- рост читательской активности;
- ретрансляция интереса к чтению самими учащимися в среде сверстников,
- повышение читательской компетентности;
- повышение культурной компетентности.
Один из механизмов координации деятельности ГМО учителей русского языка и литературы - блог «Филологи Ирбита». В течение двух лет среди различных направлений деятельности ГМО выделяется общий элемент каждого заседания - «Методический абонемент», предполагающий изучение положительного опыта учителей объединения по теме «Роль развития навыков смыслового чтения и работы с текстовой информацией в достижении метапредметных результатов в условиях ФГОС». Цель методического абонемента- повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов в части научно-теоретической подготовки.
Второй элемент каждого заседания - «Книжная полка»: знакомство с книжными новинками (материалы выступлений размещаются в блоге «Филологи Ирбита» на странице «Методическая копилка» в рубрике «Книжная полка»; предметами обсуждения стали произведения, выбранные педагогами: А. Борзенко «Плаха», И. Левшин «Полет», Г. Мортенсон «Три чашки чая», М. Самарский «Радуга для друга»).
Деятельность в указанных направлениях позволяет расширить читательский кругозор как педагогов, так и их воспитанников, обогатить методический арсенал педагогов ГМО. Творческой читательской деятельности обучающихся способствуют различные формы внеклассной деятельности: литературные гостиные, встречи с писателями, библиотечные уроки, предметные недели.
Ставя цель-позиционирования чтения среди обучающихся как достойного способа содержательного и интересного проведения досуга, «чтения для удовольствия», творческая группа учителей ГМО организовала читательский клуб «Читаем вместе» для учащихся 10-11 классов города. Периодичность работы клуба - одно заседание в год. На первом заседании спикер клуба Наймушина И.А. «постигала» вместе с учащимися и педагогами города многоуровненность рассказа Р. Брэдбери «Улыбка».
Помимо дискуссионного клуба «Читаем вместе», ГМО инициировало новую форму проведения конкурсного чтения вслух «Разговор с книгой»: согласно Положению. о конкурсе, жюри оценивает не только технику чтения художественного текста, но и его творческую подачу. Конкурс ориентирован на учащихся 5-8 классов. В рамках конкурса (2022-2023 года конкурс предполагал работу с рассказом Р. Брэдбери «Вельд») школьники знакомятся с биографией и творчеством автора, выполняют задания, включающие чтение вслух (индивидуальные и в группе), сравнивают свое выступление с игрой актеров фильма, снятого по мотивам рассказа.
Учащиеся нашего города успешно участвуют в литературных конкурсах и акциях, что способствует формированию привлекательного имиджа человека читающего:
1) муниципальный уровень:
- традиционные конкурсы чтецов («Живая классика», «Акуловские чтения»);
- конкурсы литературного творчества («Акуловские чтения»);
- акции («Читай, Ирбит», Библионочь»);
2) региональный уровень:
- конкурс чтецов («Живая классика»);
- конкурсы литературного творчества («Оруженосцы Командора», «Класс!»)
- литературный конкурс в рамках областного социально-педагогического проекта «Будь здоров - Ориентиры жизни!»);
3) всероссийский уровень:
- конкурсы детского и юношеского творчества («Моя семья», «Лучший урок письма»);
- Всероссийский конкурс сочинений; Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».
«Всегда, везде, во всём» («Life long and Life wide») [2] -такому принципу продвижения чтения следует ГМО учителей русского языка и литературы города Ирбита.
Сущева Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ "Школа № 10",
руководитель ГМО
Список литературы:
- Ильин, Е. Н. Путь к ученику [Текст]/Е.Н. Ильин. - Москва: Просвещение, 1988.
- Табаровская К.А., Дощинский Р. А. Методика развития читательской грамотности.- М.:2021.
Свежие статьи данной категории
20 декабря 2024 КВН в Ирбите: юмор, педагоги и новогоднее настроение
20 декабря 2024 Как распознать мошенника?
10 декабря 2024 Прошёл региональный этап Всероссийского конкурса сочинений
10 декабря 2024 В новом видеоподкасте о профориентации «Билет в будущее» выступил медиатором поколений.
9 декабря 2024 Один день из жизни гимназиста
28 ноября 2024 «Без срока давности»
26 ноября 2024 «Я — ирбитчанин!»
26 ноября 2024 Школьники заглянули в будущее на Профпробах-2024.
25 ноября 2024 МЫВМЕСТЕ.
25 ноября 2024 «Орлята России»